Москва, как известно, — один из мегаполисов страны с достаточно хорошо организованными пассажирскими перевозками наземным транспортом, в том числе автобусным. Тем не менее анализ деятельности автобусных предприятий ГУП «Мосгортранс» показывает, что потери линейного времени в этом объединении составляют 5 % общих маршруточасов автобусов в наряде. В том числе по техническим причинам (отказы техники и их устранение, выполнение ТО) — 3,5 %. Причем в ряде автобусных парков они ниже, в ряде — существенно выше.
Некоторые из руководителей ПАТП объясняют такой «разброс» потерь работоспособностью автобусных парков, разной степенью изношенности подвижного состава и т. д. Все это, конечно, есть. Однако даже в автопарках примерно одинакового состава, имеющих примерно одинаковую ремонтную базу, потери линейного времени отличаются. Отсюда напрашивается вывод: все дело — в качестве работы подразделений ПАТП, занимающихся техническим обслуживанием и текущим ремонтом автобусов. Следовательно, чтобы снизить простои автобусов, а значит, и потери социальные (снижение качества перевозок) и материальные (низкая доходность ПАТП, необходимость тратиться на покупку резервных автобусов и т. п.), нужно прежде всего оценить деятельность именно производственных подразделений предприятия — служб эксплуатации, доставки автобусов, вышедших из строя на маршруте, центра управления производством и службы подготовки производства, бригад, выполняющих ТО и ТР.
Такие оценки руководство любого ПАТП, разумеется, делает. Однако на каждом предприятии — фактически по-своему, поскольку единой, научно обоснованной методики их получения фактически нет. Результат — резко отличающаяся по ПАТП эффективность мер, принимаемых по этим оценкам.
Для устранения данного недостатка авторы провели специальное исследование. В том числе проанализировали сведения по эксплуатационной надежности и, главное, ремонтопригодности автобусов, работающих в московских автобусных парках, методы нормирования времени простоя автобусов на ТО и ТР, влияние этих методов на производственные показатели ПАТП. В итоге выявились довольно любопытные обстоятельства.