В сводном докладе ВОЗ от июля 2012 г. приводятся результаты метаанализа, оценивающего порядка 34 типов вмешательств, направленных на профилактику суицида, которые охватывали весь спектр мер по профилактике суицида – от собственно профилактики до лечения и поддерживающих мер. Определено, что наибольшую профилактическую эффективность продемонстрировали:
1. Школьные программы профилактики суицида, которые имели направленность на изменение поведения, формирование стратегий психосоциальной адаптации и на социальную поддержку учеников, входящих в группу риска.
2. Многоплановые программы профилактики суицида, в основе которых лежали выявление факторов риска и изменения в образовательном уровне и в организации службы и быта, снижали распространенность суицида и суицидальных попыток среди военнослужащих.
3. Ограничение доступа к летальным средствам (например, огнестрельному, холодному оружию или фармакологическим веществам).
При этом реализация профилактических и лечебных мероприятий, как правило, осуществлялась в условиях сети психиатрических и специальных служб. Но, как видно из перечня наиболее действенных способов профилактики, ключевым аспектом их реализации является наличие кого-либо, кто сопровождает такого человека. В некоторых программах, реализующихся вне стен психиатрических заведений, иногда, в частности в Нидерландах [6], таких людей называют «ангел-хранитель», и они не являются специалистами, получившими профессиональную подготовку. Аналогичные функции выполняют члены сообщества, называющие себя «Самаритяне» («Befrienders»), которые не являются профессионалами, а, пройдя небольшое узкоспециализированное обучение, оказывают помощь людям, находящимся в кризисной ситуации с опасностью суицидального действия и, судя по тому размаху, который приобрело это движение в мире, его популярность обоснованно высока и имеет массу положительных оценок со стороны суицидентов и их близких.
Второе соображение, послужившее мотивом к созданию предлагаемой программы помощи суицидентам – это вопросы экономичности и недостаточность финансирования такого рода программ, которые, как известно, далеки от своего полного разрешения.