Развитие инфраструктуры городов и регионов, создание благоприятных условий для жизни населения требуют от органов государственного управления большого количества бюджетных инвестиций, объем которых не всегда достаточен. В связи с этим возникает потребность поиска альтернативных вариантов финансирования, одним из которых является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект государственночастного партнерства — инвестиционный проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства1 .
Реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает строгий контроль над эффективным использованием средств. Возрастающая роль проектов, основанных на принципах ГЧП, с одной стороны, и сложный, комплексный характер отношений, возникающих между государством и частным партнером в ходе их реализации, с другой, делают актуальными вопросы, касающиеся оценки эффективности проектов ГЧП и их целесообразности2 .
Структура и модели частногосударственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный инструмент софинансирования в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур3 . Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя опыт реализации подобных проектов, можно отметить следующие отличительные черты государственночастного партнерства:
- Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10–20 лет, а в случаях концессий до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной конечной датой.
- Специфические виды финансирования программ. Реализация проектов осуществляется за счет инвестиций коммерческих организаций, дополненных ресурсами госфондов. Имеет место также совместное вложение капитала нескольких участников.
- Обязательное наличие конкуренции. В таких условиях за каждый контракт или концессионное соглашение идет борьба между потенциальными участниками партнерства.
- Ответственность между сторонами распределяется в специфических формах. Государство определяет цели с позиции общественного интереса, устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ. При этом коммерческая сторона принимает на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
- Риски между сторонами распределяются на основании заранее заключенных договоренностей4 .
Понятие эффективности отражает взаимосвязь полученных результатов (управления, производства, сделок, взаимодействий и т.д.) и затрат, понесенных для их достижения5 . Вместе с тем оценка эффективности партнерских отношений и проектов государственно-частного партнерства в социально-экономической сфере имеет сложную, различную для каждого из участников природу, а также характеризуется неоднозначностью и включает разнообразные показатели меры. А условия взаимодействия и сопровождающие проект риски могут меняться в процессе длительного жизненного цикла проектов6 .