По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.322.16

Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства в строительстве

И.А. Прядко канд. экон. наук, доцент кафедры теории и технологий в менеджменте факультета управления, Южный федеральный университет

В статье проанализирована значимость проектов государственно-частного партнерства в сфере социального строительства, а также проведена оценка показателей эффективности реализации подобных проектов. Автором рассмотрены реальные примеры из практики реализации строительных проектов государственно-частного партнерства в регионах России. Были оценены аспекты показателей экономической и социальной эффективности проектов государственночастного партнерства.

Литература:

1. Андреева Е.С. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства. Методологический подход // Вестник Казанского технологического университета. — 2013. — Т. 16. — № 12.

2. Государственно-частное партнерство — это формы взаимовыгодного взаимодействия государства и частного бизнеса. Примеры // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//fb.ru/ article/272034/gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo---eto-formyi-vzaimovyigodnogo-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-chastnogo-biznesa-primeryi.

3. Касторнова Ж.С. Обзор методик оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Вектор экономики. — 2016.

4. Литовка Г.Л. Логика формирования механизма оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства на уровне региона // УЭкС. — 2013. — № 7. — (55).

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. — Москва, 2016.

6. Ткаченко И.Н., Савченко Я.В., Евсеева М.В. Методология отбора и оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства с учетом интересов стейкхолдеров // Дискуссия. — 2014. — № 8 (49).

7. Прядко И.А. Государственно-частное партнерство в эколого-экономических проектах России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2016. — № 8 (90).

8. Прядко И.А. Концепция развития государственно-частных партнерств в регионах России // Бизнес. Образование. Право. — 2016. — № 4 (37).

9. Прядко И.А., Анипченко А.А. Оценка применения основных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионах России // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 8-3 (85-3).

10. Анопченко Т.Ю., Темирканова А.В. Государственно-частное партнерство как перспективная форма финансирования образования в г. Ростове-на-Дону // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. — № 10 (77).

Развитие инфраструктуры городов и регионов, создание благоприятных условий для жизни населения требуют от органов государственного управления большого количества бюджетных инвестиций, объем которых не всегда достаточен. В связи с этим возникает потребность поиска альтернативных вариантов финансирования, одним из которых является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект государственночастного партнерства — инвестиционный проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства1 .

Реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает строгий контроль над эффективным использованием средств. Возрастающая роль проектов, основанных на принципах ГЧП, с одной стороны, и сложный, комплексный характер отношений, возникающих между государством и частным партнером в ходе их реализации, с другой, делают актуальными вопросы, касающиеся оценки эффективности проектов ГЧП и их целесообразности2 .

Структура и модели частногосударственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный инструмент софинансирования в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур3 . Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя опыт реализации подобных проектов, можно отметить следующие отличительные черты государственночастного партнерства:

  1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10–20 лет, а в случаях концессий до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной конечной датой.
  2. Специфические виды финансирования программ. Реализация проектов осуществляется за счет инвестиций коммерческих организаций, дополненных ресурсами госфондов. Имеет место также совместное вложение капитала нескольких участников.
  3. Обязательное наличие конкуренции. В таких условиях за каждый контракт или концессионное соглашение идет борьба между потенциальными участниками партнерства.
  4. Ответственность между сторонами распределяется в специфических формах. Государство определяет цели с позиции общественного интереса, устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ. При этом коммерческая сторона принимает на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
  5. Риски между сторонами распределяются на основании заранее заключенных договоренностей4 .

Понятие эффективности отражает взаимосвязь полученных результатов (управления, производства, сделок, взаимодействий и т.д.) и затрат, понесенных для их достижения5 . Вместе с тем оценка эффективности партнерских отношений и проектов государственно-частного партнерства в социально-экономической сфере имеет сложную, различную для каждого из участников природу, а также характеризуется неоднозначностью и включает разнообразные показатели меры. А условия взаимодействия и сопровождающие проект риски могут меняться в процессе длительного жизненного цикла проектов6 .

Для Цитирования:
И.А. Прядко, Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства в строительстве. Юрисконсульт в строительстве. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: