* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства» Арктического государственного агротехнологического университета. Часть материалов работы получена при выполнении исследований по гранту Российского научного фонда № 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/.
Для ведения успешного лесного хозяйства в современной практике применяются химические вещества, способные подавлять рост и развитие сорной древесной и кустарниковой растительности, — гербициды. Их применение дает возможность контролировать численность и рост рудералов, позволяет поддерживать биоразнообразие в лесных экосистемах, а также улучшать условия роста древесных растений.
Несмотря на все попытки минимизировать влияние человека на природные экосистемы, антропогенная нагрузка на них увеличивается год от года, а вопросы сохранения и восстановления лесного покрова приобретают приоритетное значение [1–4]. Поэтому использование гербицидов в лесном хозяйстве должно быть не только экономически, но и экологически обоснованным, в идеале такой препарат должен наносить минимальный вред при максимальной эффективности, т. к. неправильное применение гербицидов и их баковых смесей может привести к негативным последствиям как для окружающей природной среды, так и для здоровья человека.
Для радикального улучшения ситуации в лесовосстановлении необходима комплексная система мероприятий по искусственному лесовосстановлению в сочетании с мерами содействия естественному возобновлению [4]. Разработка малозатратных, ресурсосберегающих и в то же время эффективных способов и технологий воспроизводства ели и сосны является одной из актуальных проблем лесного хозяйства. Одним из направлений решения этой проблемы является искусственное лесовосстановление на основе применения химического метода регулирования фитоценозов [5]. В настоящее время этот метод наряду с механическими способами ухода успешно применяется при выращивании сосны и ели в питомниках и на лесных площадях. Метод характеризуется высокой производительностью и лесоводственной эффективностью, отвечает современным требованиям экологической безопасности [6]. Вместе с тем необходимо его дальнейшее совершенствование и развитие, в том числе на основе анализа практического применения в настоящее время.