Товары народного потребления широко используются населением и не должны оказывать негативное воздействие на здоровье. Для предотвращения негативного влияния необходимо проведение оценки безопасности таких изделий, в том числе по токсикологическим показателям.
Существует ряд методов токсикологической оценки продукции. Исследования могут проводиться как in vivo (например, на лабораторных животных), так и in vitro (на альтернативных биологических моделях). Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Например, исследования с применением лабораторных животных имеют высокие материальные затраты и неэтичны, по мнению зоозащитников. В то же время именно они наиболее точно отражают реальную ситуацию. К числу альтернативных биологических методов относят иные биологические тест-объекты, например сперму крупного рогатого скота, люминесцентные бактерии, хориоаллантоисную мембрану развивающегося куриного эмбриона, культуры клеток и изолированные органы человека и животных.
В 2013 г. в странах Европейского союза (ЕС) введен запрет на исследование парфюмерно-косметической продукции на животных. Аналогичные требования введены и на территории Таможенного союза (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» 009/2011), которым рекомендовано использовать лабораторных животных, куриные эмбрионы, половые клетки крупного рогатого скота, штаммы люминесцентных бактерий для определения и оценки токсикологических показателей безопасности продукции.
В результате практической деятельности ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» отмечено, что различные тест-объекты имеют разную чувствительность к токсическому действию продукции непищевого назначения, особенно парфюмерно-косметической продукции, которая среди товаров народного потребления, подлежащих исследованию с использованием альтернативных методов, имеет большой удельный вес. На протяжении многих лет туалетное мыло остается самым распространенным средством личной гигиены. Маркетинговые исследования показали высокий спрос на данный продукт. Также, согласно данным статистики, 98 % россиян используют в гигиенических целях именно туалетное мыло.