Длительный напряженный умственный труд приводит к эмоциональному истощению, развитию хронического стресса, психосоматических изменений: нарастание усталости и снижение работоспособности. Он сказывается на когнитивных функциях центральной нервной системы [1, 2].
Стресс приводит к усилению катаболических процессов, нарушая обмен веществ, приводит к дисбалансу нутриентов [3, 4].
Здоровое питание является средством профилактики дисфункций организма, вызванными внешними или внутренними факторами. Потребление пищевых веществ в рекомендуемых количествах может восстановить или улучшить функции организма; они оказывают влияние и на настроение, и на психическое благополучие, важны для повышения стрессоустойчивости [5, 6].
Цель работы — оценить эффективность оптимизации питания работающих многокомпонентным продуктом из растительного сырья при различной продолжительности напряженного умственного труда.
Объект наблюдения — мужчины, занимающиеся умственным трудом (возраст от 22 до 45 лет), которые с добровольным информированным согласием приняли участие в исследовании. Оценили их условия труда1.
Мужчины были распределены на две группы в зависимости от длительности профессиональной деятельности: до 10 (группа № 1) и более (группа № 2) лет.
В рацион питания лиц основных (nn = 13 и 17) групп включили натуральный продукт из растительного сырья, произведенный по низкотемпературной технологии2. Состав: грецкий орех, красный виноград, куркума, проростки пшеницы, репа, розмарин, чай зеленый, черника, яблоко. Лица групп сравнения (nn = 13 и 17) питались как обычно. Продукт принимали по 2 чайные ложки перед ужином, предварительно размешав в 200,0 мл молочнокислого продукта и настояв 3–5 мин. в течение 21 суток.
В исходном состоянии и на 22 день проводили физиолого-гигиенические тестирования на аппаратно-программном психодиагностическом комплексе «Мультипсихометр» для оценки профессионально важных качеств, характеризующих психологическое состояние работающих по результатам выполнения тестовых заданий и их комбинаций: определение самооценки психических состояний и ситуационной тревожности. Первый тест по Г. Айзеку позволяет оценивать самочувствие, физическую и психическую активности, мотивацию, второй — по Спилбергу позволяет оценивать ситуационную тревожность.