Прокрастинация – распространенный психологический феномен; по различным данным, среди взрослого населения распространенность составляет до 25 %, а среди учащейся молодежи – до 75 %. Негативные психосоциальные последствия прокрастинации привлекают к ней внимание профессионалов из различных областей знания: экономистов, психологов, социологов, медиков. Прокрастинация не является психической патологией, однако вносит свой вклад в напряжение механизмов адаптации человека. Она имеет негативные экономические, психологические, межличностные последствия, способствует ухудшению физического здоровья, хронификации заболеваний, увеличению дезадаптации [3, c. 42]. Поэтому серьезной психологической задачей для улучшения адаптации людей с психологической стратегией откладывания является изучение существующих способов помощи, а также разработка психокоррекционных программ и оценка их эффективности.
В современной психотерапии эффективность когнитивно-поведенческого подхода доказана для многих расстройств – личностных, депрессивных, тревожных и т.д. [4, c. 49]. Cуществуют сведения об эффективности использования данного подхода и для проблем прокрастинации [10, c. 72]. Было сделано много попыток для оценки эффективности групповой когнитивно-поведенческой психотерапии прокрастинации [8, c. 207]. Также существуют описания коррекции откладывания единичных случаев, затрагивающих откладывание определенных видов деятельности, интересных с клинической точки зрения [7, c. 49]. Недостатком указанных исследований является отсутствие рандомизации и контролируемости, которые ограничивают генерализацию результатов.
В отечественной психологии описаны рекомендации для построения психокоррекционных программ прокрастинации, в которых прокрастинация рассматривается как стереотип поведения в учебной деятельности [2, c. 18]. Даются рекомендации для коррекции с опорой на данные о связи откладывания и эмоционального интеллекта [5, c. 150]. В настоящее время нами обнаружено лишь одно контролируемое рандомизированное исследование коррекции прокрастинации методами КПП [9, c. 814]. Исследования касались групповой формы коррекции и онлайн коррекции. С учетом недостаточности работ по оценке эффективности психокоррекции КПП прокрастинации, в том числе в индивидуальном формате, данное исследование представляется актуальным.