По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Оценка эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии прокрастинации

Резюме. Актуальность настоящего исследования определяется широкой распространенностью прокрастинации среди молодежи. Установленные негативные последствия откладывания для адаптации, психического и физического здоровья человека делают актуальным разработку и оценку эффективности психокоррекционных программ прокрастинации.

Цель работы: провести оценку эффективности когнитивно-поведенческой психокоррекции прокрастинации.

Материал исследования. В исследовании приняли участие 56 человек. Все испытуемые являлись студентами вузов.

Заключение. В статье приводятся данные двухмесячной коррекционной программы проблем прокрастинации. Сопоставляются изменения в состоянии группы участников, получающих индивидуальную коррекцию, и группы без психокоррекции.

Результаты исследования. Показана эффективность разработанной психокоррекционной программы на основе когнитивно-поведенческого подхода для проблем с прокрастинацией.

Литература:

1. Бек Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство / пер. с  англ.  – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 400 с.

2. Карловская Н.Н., Дементий Л.И. Преодоление прокрастинации как ресурс психического здоровья // Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса: материалы Всерос.науч.-практ. конф. (Омск, 11 ноября 2011 г.). – Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. – С. 16–20.

3. Рызова C.В., Зайцев В.П. Взаимосвязь прокрастинации и социально-психологической адаптации учащейся молодежи // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2018. – № 1.

4. Семке В.Я., Харитонов С.В. Сравнительная оценка эффективности когнитивно-поведенческой, рациональной и  комбинированной (когнитивно-поведенческой и  рациональной) психотерапии у  больных личностными расстройствами // Сибирский вестник психиатрии и  наркологии.  – 2011.  – № 2. – С. 49–52.

5. Сморкалова Т.Л., Васильева Н.Г. Исследование взаимосвязи прокрастинации и эмоционального интеллекта // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 7 (49), ч. 3. – С. 148–151.

6. Харитонов С.В. Основы поведенческой психотерапии. – М., 2015. – 128 с.

7. Dorota Karas. Brief cognitive-behavioural coaching for procrastination: a case series. Coaching // An International Journal of Theory, Research and Practice. – 2009. – № 2 (1). – Р. 44–53.

8. Pychyl T.A. & Flett G.L. Procrastination and self-regulatory failure: an introduction to the special issue // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. – 2012. – № 30. – Р. 203–212.

9. Rozental A., et al. Internet-Based Cognitive-Behavior Therapy for Procrastination: A Randomized Controlled Trial // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2015. – № 83 (4). – Р. 808–824.

10. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. – 2007. – № 133 (1). – Р. 65–94.

Прокрастинация – распространенный психологический феномен; по различным данным, среди взрослого населения распространенность составляет до 25 %, а среди учащейся молодежи – до 75 %. Негативные психосоциальные последствия прокрастинации привлекают к ней внимание профессионалов из различных областей знания: экономистов, психологов, социологов, медиков. Прокрастинация не является психической патологией, однако вносит свой вклад в напряжение механизмов адаптации человека. Она имеет негативные экономические, психологические, межличностные последствия, способствует ухудшению физического здоровья, хронификации заболеваний, увеличению дезадаптации [3, c. 42]. Поэтому серьезной психологической задачей для улучшения адаптации людей с психологической стратегией откладывания является изучение существующих способов помощи, а также разработка психокоррекционных программ и оценка их эффективности.

В современной психотерапии эффективность когнитивно-поведенческого подхода доказана для многих расстройств – личностных, депрессивных, тревожных и т.д. [4, c. 49]. Cуществуют сведения об эффективности использования данного подхода и для проблем прокрастинации [10, c. 72]. Было сделано много попыток для оценки эффективности групповой когнитивно-поведенческой психотерапии прокрастинации [8, c. 207]. Также существуют описания коррекции откладывания единичных случаев, затрагивающих откладывание определенных видов деятельности, интересных с клинической точки зрения [7, c. 49]. Недостатком указанных исследований является отсутствие рандомизации и контролируемости, которые ограничивают генерализацию результатов.

В отечественной психологии описаны рекомендации для построения психокоррекционных программ прокрастинации, в которых прокрастинация рассматривается как стереотип поведения в учебной деятельности [2, c. 18]. Даются рекомендации для коррекции с опорой на данные о связи откладывания и эмоционального интеллекта [5, c. 150]. В настоящее время нами обнаружено лишь одно контролируемое рандомизированное исследование коррекции прокрастинации методами КПП [9, c. 814]. Исследования касались групповой формы коррекции и онлайн коррекции. С учетом недостаточности работ по оценке эффективности психокоррекции КПП прокрастинации, в том числе в индивидуальном формате, данное исследование представляется актуальным.

Для Цитирования:
С. В. Рызова, С. В. Харитонов, Оценка эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии прокрастинации. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: