По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.132

Оценка эффективности использования моторного топлива на автотранспортном предприятии

В. А. Максимов д-р техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация
Ван Ты Нгуен Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация, E-mail: nguyenvantuqthd@gmail.com

В статье приводится общая схема методики управления расходом топлива городских автобусов. Излагается методический подход к оценке эффективности работы автобусов ЛиАЗ-529222, ЛиАЗ-529265 и ЛиАЗ-621322 с помощью разработанных математических моделей расхода топлива в эксплуатации. Представляется метод расчёта значения превышения расхода топлива для водителей по разработанной схеме управления.

Литература:

1. Меркулов А.А. Особенности нормирования моторного топлива на линейный пробег автобусов в филиалах ГУП «Мосгортранс» / А.А. Меркулов, Р.И. Исмаилов, А.М. Косилов, В.А. Максимов, Н.В. Поживилов // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. науч. тр. МАДИ. — 2021. — С. 47–55.

2. Максимов В.А., Нгуен В.Т., Чан Д.К.З. Анализ факторов, влияющих на расход топлива, с учётом современных условий эксплуатации городских автобусов // Актуальные вопросы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта: сб. научн. тр. МАДИ. — М., 2023. — С. 21–30

3. Максимов В.А., Нгуен В.Т. Построение регрессионных моделей расхода топлива городских автобусов // Грузовик. — 2023. — №10. — C. 40–45. DOI: 10.36652/16841298-2023-10-40-45.

4. Максимов В.А., Нгуен В.Т. Методический подход к определению эксплуатационных норм расхода топлива городских автобусов // Транспорт: наука, техника, управления. — 2023. — №9.

5. Максимов В.А., Нгуен В.Т. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2023619051 Российская Федерация. Управление расходом топлива городских автобусов: №2023619051: заявл. 04.05.2023: опубл. 04.05.2023; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет».

Как известно, в процессе эксплуатации автотранспорта, в частности, городских автобусов, эффективное использование моторного топлива является важной задачей эксплуатационной и технической службы. Так как при повышенном расходе топлива увеличиваются финансовые затраты, а также количество выбросов токсичных веществ с отработавшими газами.

С помощью нормативных значений расхода топлива можно контролировать эффективность его использования в эксплуатации, определять техническое состояние подвижного состава, эффективность топливоиспользования со стороны водителей, интенсивность и правильность эксплуатации АТС, вредное воздействие АТС на окружающую среду и др. [1].

Вышеизложенные положения определяют необходимость разработать методический подход к оценке эффективности использования моторного топлива в автотранспортном предприятии, который, в свою очередь, базируется на математических моделях расхода топлива определенными модификациями автобусов с учетом взаимодействия различных влияющих на него факторов [2].

В работах [3, 4] были построены математические модели расхода топлива городских автобусов ЛиАЗ-529222, ЛиАЗ-529265 и ЛиАЗ-621322 на маршруте движения с учетом различных факторов, таких как скоростные, нагрузочные, возрастные, природно-климатические факторы и факторы графика работы. Полученные математические модели позволяют определить нормативное значение расхода топлива в заданных условиях эксплуатации.

В свою очередь, расчётная норма расхода топлива, определенная по математической модели для заданных условий эксплуатации, является эксплуатационной нормой расхода топлива и служит для контроля ее выполнения со стороны водителей, а также для оценки технического состояния автобусов, интенсивности и правильности эксплуатации подвижного состава. На данных принципах была разработана методика управления расходом топлива городских автобусов, принципиальная схема которой представлена на рис. 1. Объектами управления при этом являются городские автобусы и их водители.

Для Цитирования:
В. А. Максимов, Ван Ты Нгуен, Оценка эффективности использования моторного топлива на автотранспортном предприятии. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: