Как известно, в процессе эксплуатации автотранспорта, в частности, городских автобусов, эффективное использование моторного топлива является важной задачей эксплуатационной и технической службы. Так как при повышенном расходе топлива увеличиваются финансовые затраты, а также количество выбросов токсичных веществ с отработавшими газами.
С помощью нормативных значений расхода топлива можно контролировать эффективность его использования в эксплуатации, определять техническое состояние подвижного состава, эффективность топливоиспользования со стороны водителей, интенсивность и правильность эксплуатации АТС, вредное воздействие АТС на окружающую среду и др. [1].
Вышеизложенные положения определяют необходимость разработать методический подход к оценке эффективности использования моторного топлива в автотранспортном предприятии, который, в свою очередь, базируется на математических моделях расхода топлива определенными модификациями автобусов с учетом взаимодействия различных влияющих на него факторов [2].
В работах [3, 4] были построены математические модели расхода топлива городских автобусов ЛиАЗ-529222, ЛиАЗ-529265 и ЛиАЗ-621322 на маршруте движения с учетом различных факторов, таких как скоростные, нагрузочные, возрастные, природно-климатические факторы и факторы графика работы. Полученные математические модели позволяют определить нормативное значение расхода топлива в заданных условиях эксплуатации.
В свою очередь, расчётная норма расхода топлива, определенная по математической модели для заданных условий эксплуатации, является эксплуатационной нормой расхода топлива и служит для контроля ее выполнения со стороны водителей, а также для оценки технического состояния автобусов, интенсивности и правильности эксплуатации подвижного состава. На данных принципах была разработана методика управления расходом топлива городских автобусов, принципиальная схема которой представлена на рис. 1. Объектами управления при этом являются городские автобусы и их водители.