В 2019 г. в Российской Федерации подтвержден 640 391 случай вновь выявляемых злокачественных новообразований (в том числе 291 497 и 348 894 у пациентов мужского и женского пола соответственно). Прирост данного показателя по сравнению с 2018 г. составил 2,5 %. Основной объем контингента больных формируется из пациентов со злокачественными новообразованиями молочной железы (18,3 %), тела матки (7,0 %), предстательной железы (6,6 %), ободочной кишки (5,9 %), лимфатической и кроветворной ткани (5,7 %), почки (4,8 %), шейки матки (4,7 %), щитовидной железы (4,5 %), прямой кишки (4,4 %), трахеи, бронхов, легкого (3,7 %) и желудка (3,6 %) [2, с. 1, 5]. На основании этого остается актуальной проблема создания лекарственного препарата для лечения онкологических заболеваний.
Использование моноклональных антител в качестве терапевтических агентов явилось для медицины стратегическим этапом в смене концепции лечения — от неспецифической к специфической (таргетной) терапии. Моноклональные антитела, в отличие от традиционных препаратов, высокоспецифичны к определенным мишеням [1, с. 12]. На сегодняшний день ведутся активные исследования по использованию моноклональных антител для лечения онкологических заболеваний, в частности по применению антител, например ингибиторов VEGF, в адъювантном лечении при метастазах опухолей.
Ингибиторы VEGF — это моноклональные антитела, которые селективно связываются с VEGF (фактор роста эндотелия сосудов, необходимый для процессов эмбриогенеза и раннего постнатального ангиогенеза, обеспечивающий выживание эндотелиальных клеток и усиливающий сосудистую проницаемость у взрослых), блокируя его действие. Они подавляют неоангиогенез в опухолях, лишая их возможности дальнейшего роста [3, с. 119].
Процедура очистки с целью получения моноклональных антител фармацевтической чистоты, образуемых в ферментационной культуре, обычно состоит из нескольких хроматографических стадий, в качестве финальной стадии часто применяют ионообменную хроматографию. Предполагается, что использование метода ионообменной хроматографии в качестве финальной стадии очистки приведет к получению анти-VEGF антител с приемлемой чистотой, благодаря чему будет возможно использование этого антитела в терапевтических целях.