Во всем мире развитие сельскохозяйственной отрасли не представляется возможным без активной поддержки со стороны государства, что обусловлено специфическими особенностями данного сектора экономики, часто подвергающегося дестабилизации под влиянием разнообразных объективных и субъективных рисковых обстоятельств. При этом аграрный сектор экономики России должен обеспечить не только достижение целей продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости субъектов агробизнеса, но и комплексного и стабильного развития сельских территорий. Для решения указанных вопросов в России реализуются различные государственные программы, предусматривающие предоставление аграриям субсидий в денежной форме или в виде иных, отличных от денежных средств, ресурсов.
Исследованию вопросов организации и учета получения, оценки эффективности использования государственной помощи в различные годы были посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых-экономистов, в том числе Барышникова Н.Г., Брылева А.А., Вернигор Н.Ф., Коваленко Н.Я., Кокорева Н.А., Кочелоровой Г.В. Матчинова В.А., Негоды В.А., Петровой С.Ю., Серкова А.Ф., Фроловой О.А., Хоружий Л.И., Чевычелова В.А., Шредера Н.Г. [3–10, 14–18] и др.
Вместе с тем обобщение современной литературы показывает, что отдельные вопросы анализа и оценки эффективности использования государственной поддержки на микроуровне нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии.
Цель исследования: предложить методику оценки эффективности использования государственной поддержки.
Задачи исследования: обобщить теоретические подходы к понятиям «государственная поддержка» и «государственная помощь»; разработать методику оценки эффективности использования господдержки; продемонстрировать применение методики на примере конкретной сельскохозяйственной организации.
Исходными материалами при подготовке статьи послужили законодательные и иные нормативно-правовые акты, научные публикации и иные источники по затронутым вопросам.