По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оценка добросовестности предприятия — участника внешнеэкономической деятельности в контексте взаимодействия таможенных органов с Федеральной налоговой службой РФ

Терехова Е. А. канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, 109117, г. Москва, ул. Окская, д. 3/2/28, e-mail: e.terexova@mail.ru

Современная реформа контрольно-надзорной деятельности определяет основное направление проверочных мероприятий в адрес лиц, осуществляющих недобросовестную предпринимательскую деятельность, тем самым снизив административную нагрузку на добросовестных предпринимателей. Несмотря на то что в правовом поле отсутствует четкая трактовка данной категории, при осуществлении контрольно-надзорной деятельности очень часто таможенными и налоговыми органами используется аспект добросовестности предпринимателя как критерия, позволяющего минимизировать количество проверок в отношении данной организации. Более того, уже разработаны и активно используются критерии, согласно которым предприниматель категорируется, как добросовестный. В связи с этим представляется крайне актуальным изучение практики взаимодействия таможенных и налоговых органов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий — участников ВЭД.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 18.07.2019), ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2020 № 2).

4. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

5. Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

6. ГОСТ Р 57676-2017 «Оценка соответствия. Обеспечение добросовестности при производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ. Качественные показатели оценки» (дата введения: 01.10.2017).

7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //customs.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tataxdeyatel-nosti/document/229693.

8. Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.dobro-ved.ru/.

Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок позволяет увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снижает нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок добросовестных участников рынка, деятельность которых не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям.

В действующем правовом поле Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия «добросовестный предприниматель», однако достаточно подробно в разных документах описаны признаки добросовестности. Современная суть принципа добросовестности изложена в пунктах 3 и 4 статьи 1 ГК РФ: при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения [1]. Из этого положения следует, что, во-первых, принцип добросовестности распространяется на все стадии поведения участников гражданских правоотношений (и на установление прав, осуществление и защиту) и, во-вторых, выступает ограничителем (пределом) проявления автономии воли участников гражданских правоотношений, формой выражения которого выступает запрет на такое незаконное или недобросовестное поведение, которое может привести к извлечению преимуществ, вызванных этим поведением.

Также в ГОСТ Р 57676-2017 «Оценка соответствия. Обеспечение добросовестности при производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ. Качественные показатели оценки» [6] достаточно четко определены признаки добросовестности в области трудовых отношений, налогового законодательства, обеспечения ответственности перед клиентами и заказчиками.

Для Цитирования:
Терехова Е. А., Оценка добросовестности предприятия — участника внешнеэкономической деятельности в контексте взаимодействия таможенных органов с Федеральной налоговой службой РФ. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: