По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.333

Оценка безопасности объектов сжиженного природного газа

А. М. Сайфутдинов аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Республика Башкортостан
Г. Е. Коробков д-р техн. наук, профессор, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Республика Башкортостан
А. П. Янчушка канд. экон. наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Республика Башкортостан

Для оценки степени безопасности объектов сжиженного природного газа следует использовать качественные и полуколичественные показатели риска. Проведение детального анализа рисков возможно с использованием статистических, численных методов, с применением нейронных сетей, фрактального метода.

Литература:

1. Consequence assessment methods for the incidents involving releases from liquefed natural gas carriers // ABS Consulting Inc. for the Federal Energy Regulatory Commission under contract number FERC04C40196. — USA.: FERC, 2004. — P. 58.

2. Pitblado R.M., Baik J., Hughes G.j. [etc.] Consequences of LNG marine incidents // Center for Chemical Proces s Safety (CCPS) Conference. — Orlando, June 29-July 1. — 2004.

3. Johnson D.W., Cornwell J.B. Modeling the release, spreading and burning of LNG, LPG and gasoline on water // Journal of Hazardous Materials. — 2007. — V. 140. — P. 535–540.

4. Van den Bosch C.J.H. Methods for the calculation of physical ef ects due to releases of hazardous materials (liquids and gases) // R.A.P.M. Weterings. — The Netherlands: TNO, 2005. — P. 870.

5. Акмадиева Т.Р. и др. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Математическая статистика. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 14. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. — 95 с.

6. Акмадиева Т.Р. и др. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика». Элементы дискретной математики. Теоретические основы. Методические указания для студентов. Материалы для самостоятельной работы студентов. Раздел 12. Т.Р. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014. — 57 с.

7. Колчин А.В., Янчушка А.П. Математический аппарат нейронных сетей в приложениях. В сборнике: Мировое сообщество: проблемы и пути решения. — Уфа, Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2011. — С. 31–32.

8. Рахимов В.О., Коробков Г.Е. Определение радиуса аварийного разлива сжиженного природного газа на водной поверхности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. — 2011. — №3 — С.21–24.

9. Рахимов В.О., Коробков Г.Е. Определение теплогидравлических параметров процессов при транспорте и хра нении сжиженного природного газа // Нефтегазовое дело. — 2012. — Т. 10. — №1. — С. 54–58.

Сжиженный природный газ (СПГ) — очень удобная и относительно безопасная форма для перевозки и хранения газа. Отрасль СПГ за 60 лет своего существования зарекомендовала себя как мало аварийная, однако аварии и инциденты имели место быть. Первые патенты, связанные с криогенными жидкостями, были получены ещё в середине XIX века. Первый патент по технологии производства СПГ был получен в 1914 г. В 1939 г. была построена первая станция по сглаживанию неравномерности потребления газа. Сегодня в мире около 120 таких станций с установками по сжижению и хранению криопродукта, некоторые из которых функционируют с середины 1960-х гг. Кроме того, на сегодняшний день в мире работает 27 заводов по производству СПГ на экспорт и 68 приёмных регазификационных терминалов. Для транспортировки СПГ по морю используется более 350 танкеров.

За время существования отрасли СПГ на её объектах произошло гораздо меньше аварий и погибло меньше людей по сравнению с нефтяной индустрией. За исключением катастрофы в г. Кливленде в 1944 г., все случаи получения травм и гибели людей были связаны с персоналом предприятий и подрядных организаций, а не гражданских лиц, несмотря на значительные разрушения объектов. Не было смертельных исходов, связанных с СПГ на танкерах. В случаях аварийных выбросов паров и возгораний ущерб был нанесён только имуществу и персоналу предприятий.

Общий уровень безопасности морских перевозок с 1964 по 2015 г. считается очень высоким. За этот период флот СПГ танкеров совершил более 30 тыс. рейсов по доставке СПГ и преодолел более 200 млн. км при полной загрузке.

Известно, что за время существования танкерного флота СПГ было 8 утечек СПГ с нарушением целостности оболочек танков, но без возгораний. Без утечки СПГ было зафиксировано 7 инцидентов и два случая посадки танкеров на мель.

Сегодняшний мировой опыт показывает, что СПГ может храниться в морских хранилищах, расположенных непосредственно на водной поверхности. При этом в зарубежных работах [1–4] показана необходимость учёта возможности разгерметизации морской ёмкости и выхода СПГ на морскую поверхность для определения влияния мощных тепловых потоков, возникающих при горении пролива, на прилегающие объекты. Ввиду того, что в России такие теоретические и экспериментальные работы отсутствуют, представляется целесообразным изучить зарубежный опыт.

Для Цитирования:
А. М. Сайфутдинов, Г. Е. Коробков, А. П. Янчушка, Оценка безопасности объектов сжиженного природного газа. Безопасность и охрана труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: