Закон Российской Федерации «О безопасности движения» обязывает водителей транспортных средств, перевозящих пассажиров или грузы проходить предрейсовый медицинский осмотр. Для отдельных категорий водителей обязателен послерейсовый медицинский осмотр. Сотрудники организаций, связанных со сложным либо опасным производством, а также по требованиям безопасности, допускаются к исполнению обязанностей после прохождения предсменного медицинского осмотра [1,2].
Послерейсовый (послесменный) медицинский осмотр проводится, в том числе и для выявления влияния производственных факторов на организм сотрудника. Ранее проведение медицинских осмотров требовало непосредственного участия медработника во всех пунктах выхода техники либо допуска на объекты [3].
При этом имели место проблемы, возникающие при проведении медицинских осмотров: значительные временные затраты, необходимые для прохождения медосмотра; непрофильные затраты на организацию рабочего места медработника; неукомплектованность необходимым медицинским оборудованием для проведения медосмотров; особые сложности при проведении послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров (ночное время и пр.); формальное заполнение и ведение журнала медицинских осмотров; в целом — непрозрачность процедуры медицинского осмотра на всех этапах и недостаточная информатизация [4].
В июле 2017 года в Российской Федерации подписан проект № 174692–7 (закон вступил в силу с 1 января 2018 г.), согласно которому Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» планируется дополнить статьей 36.1. «Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», пункт 1 указанной статьи должен быть изложен следующим образом: «При оказании медицинской помощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента».