По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Отрицательные стимулы и их влияние на эффективность труда персонала

Ознобина А.Д. магистрант, Институт заочного образования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Сидоров Н.В. канд. экон. наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

В научной литературе довольно мало внимания уделяется «отрицательным» мерам стимулирования, а также последствиям, которые они могут иметь на трудовую деятельность человека, ведь в большинстве случаев им присваивается сугубо негативный характер влияния. В данной статье такие меры рассмотрены более подробно, а также выявлено, какое влияние на самом деле они оказывают на труд персонала.

Литература:

1. Худяков П.В., Аршанская О.В. Современные представления о системе мотивации труда // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — №1.2. — С. 160–154.

2. Джиоева М. Отрицательная мотивация: определение, приемы, примеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://4brain.ru (дата обращения: 08.11.2020).

3. HR-Portal [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hr-portal.ru (дата обращения: 08.11.2020).

4. Филин С.А., Алибоева З.Д. Система материального стимулирования с целью формирования человеческого капитала в организации // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2020. — №1. — С. 8–12.

5. Шевченко Л.Ю., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Управление мотивацией персонала организации// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2017. — №8. — С. 25–29.

6. Корнеева И.В., Русакова Г.Н. Опыт оценки персонала и организации стимулирования труда работников малого бизнеса// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2014. — №7. — С. 30–36.

Эффективность мотивации персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности любой организации. Однако в определенный момент все меры положительного стимулирования исчерпывают себя, перестают работать и мотивировать сотрудников на более качественное выполнение ими своих должностных обязанностей. Действительно, многими ученными, такими как Ф. Герцберг, А. Маслоу и другие, уже был доказан тезис, что в какой-то момент времени человек перестает гнаться за получением как можно большей оплаты и выбирает приемлемый для него уровень заработка, что влечет за собой снижение его работоспособности и приводит к существенным потерям со стороны организации.

В том числе, и поэтому существуют такие методы стимулирования, которые носят принудительный, «силовой» или «отрицательный» характер и завязаны на страхе человека потерять существующий и устраивающий его объем заработной платы, а вернее стимулирующей ее части (премии, бонусы и проч.).

Эффективность мотивации персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности любой организации.

В жизненном цикле каждого предприятия или организации рано или поздно наступает тот момент, когда перед ее руководством и HR-подразделением встает вопрос о том, как же мотивировать и стимулировать своих работников на более качественное и эффективное выполнение ими их рабочих обязанностей? Как заставить пассивных сотрудников выкладываться на рабочем месте, а не просто просиживать время до того момента, когда они могли бы спокойно отправиться домой и заниматься своими собственными делами, решать личные проблемы, которые для них намного важнее всех проблем компании, в которой они работают?

Казалось бы, ответ на данный вопрос прост и предсказуем — мотивировать таких сотрудников с помощью повышения их материального благосостояния: рост оклада, увеличение премий, повышения в должности, различные социальные меры стимулирования, например, небольшие приятные подарки на профессиональные праздники, возможность пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, или приобретать товар, реализуемый ей, по сниженной цене или бесплатно, и многие другие способы стимулирования, какие только смогут придумать и обосновать HR-специалисты каждого отдельного предприятия или компании. Однако такие меры требуют колоссальных вложений денежных ресурсов организации, которые весьма и весьма ограничены, так же, как и возможности карьерного роста в рамках штатного расписания, принятого в конкретной организации. Все это приводит к постоянному увеличению объема фонда оплаты труда и, как следствие, к оттоку средств из прочих, более важных для предприятия или организации, сфер, связанных с производством и воспроизводством товаров или услуг, реализуемых компанией. Также такое стимулирование не всегда имеет необходимый и ожидаемый отклик от сотрудников, на которых они направлены, в силу различных личностных психологических особенностей и предпочтений каждого отдельного индивида. Так, на каком-то определенном моменте человека перестает привлекать постоянное повышение заработной платы или получение им дополнительной премии за перевыполнение плана, и он перестает заботиться об этом аспекте своей деятельности, отдавая предпочтение более спокойному и необременительному труду «в свое удовольствие».

Для Цитирования:
Ознобина А.Д., Сидоров Н.В., Отрицательные стимулы и их влияние на эффективность труда персонала. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: