Минфин России как государственный регулятор бухгалтерского учета достаточно часто раскрывает новые аспекты отражения в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности процентов и иных расходов, связанных с привлечением заемных средств, в том числе путем выпуска ежегодных рекомендаций аудиторам и аудиторским организациям по проверке достоверности годовой отчетности. В последний раз в рекомендациях Минфина России порядок отражения процентов упоминался в рекомендациях к отчетности за 2020 год (приложение к письму от 29.12.2020 № 07-04-09/115445) [1].
Подобные рекомендации выходят ежегодно и становятся индикатором того, какие именно вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности представляются регулятору наиболее важными в завершившемся отчетном периоде.
Несмотря на кажущуюся простоту отражения процентов по заемным средствам — либо на расходы текущего периода, либо в стоимость инвестиционного актива, у практикующих специалистов со временем вопросов не становится меньше. В бухгалтерском учете действует принцип приоритета экономического содержания над юридической формой. На практике же экономическое содержание сделок, когда одна организация на платной основе берет денежные (а теперь уже и не только денежные, например, цифровой рубль, биткоин) средства у другой организации, облекается во все новые и новые юридические формы.
Негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» также в своих рекомендациях многократно излагал свою позицию по отражению процентов по кредитам и займам в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе уже и в текущем 2024 году.
Цель исследования: изучение опыта практического применения рекомендаций государственного и негосударственного регуляторов в области бухгалтерского учета и отчетности как альтернативы внесения аналогичных требований в федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Задачи исследования: обоснование практической возможности реализации рекомендаций государственного и негосударственного регуляторов в учете и отчетности российских организаций, в том числе коммерческих организаций здравоохранения, в условиях применения принципа приоритета экономического содержания над юридической формой, установленного концепцией развития отечественного бухгалтерского учета.