Основные средства предприятий и организаций — это средства производства, без которых невозможна деятельность любого предприятия реального сектора экономики. Наличие основных средств является залогом тех самых экономических выгод, которые приносит основная деятельность предприятия. В числе основных аналитических показателей, характеризующих финансовое положение организации, всегда присутствуют коэффициент износа основных средств, коэффициент обновления основных средств и т.п.
При анализе структуры баланса на отчетную дату основные пользователи финансовой отчетности, так называемые стейкхолдеры, обязательно обратят внимание на величину основных средств как важнейшего актива, генерирующего экономические выгоды как в текущем, так и в последующих периодах. Не случайно в свое время в составе международных стандартов финансовой отчетности появился стандарт, принуждающий отражать в балансе даже арендованные основные средства, так как при отсутствии основных средств (не только собственных, но и арендованных) становится непонятным, откуда и как отчитывающаяся организация получает выручку от продаж.
Проверка на обесценение основных средств заключается в сравнении остаточной (балансовой) стоимости основных средств с их возмещаемой стоимостью, в то время как возмещаемая стоимость — это наибольшая величина из справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу и ценности использования объекта основных средств или единицы, генерирующей денежные потоки, к которой этот объект основных средств относится. Тогда, когда справедливую стоимость определить затруднительно, необходимо определить ценность использования, то есть какие экономические выгоды принесет этот объект. А основные экономические выгоды приносит выручка от продажи продукции (работ, услуг). Таким образом, проверка основных средств на обесценение непосредственно связана с проверкой выручки.
При этом мошенничеством с целью завышения выручки «страдают» общественно значимые организации, стремящиеся быть инвестиционно привлекательными. Мошенничеством с целью занижения выручки занимаются организации, стремящиеся уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. При таком пристальном внимании к этому показателю со стороны пользователей выручка подвергается тщательной проверке со стороны аудиторов, обязанных подтвердить или опровергнуть достоверность этого показателя. Из этого следует, что выручка должна быть признана ключевым вопросом аудита для любого аудита, но это и так подразумевается.