Для выполнения целого ряда исследований в области истории, краеведения, генеалогии и подобных им часто требуется сопоставление названий населенных пунктов, содержащихся в рукописных документах, с информацией о них, нанесенной на различные картографические материалы (чертежи, планы, карты и схемы). Особенно трудно найти соответствие сведений, содержащихся в этих двух видах источников информации, в следующих случаях:
- отличия названия населенного пункта, упоминаемого в документах, от его же названия, нанесенного на карту;
- существования в непосредственной близости друг от друга двух и более населенных пунктов с одинаковыми названиями;
- изменений названий населенных пунктов, происходивших с течением времени, в результате чего на одних временных промежутках два и более из них носили одинаковые названия, а на других — уникальные.
В большинстве случаев установлению соответствия между объектами, изображенными на картографических материалах различных эпох, способствуют созданные и успешно эксплуатирующиеся в настоящее время специализированные геоинформационные системы [1, 2]. Принцип функционирования подобных систем состоит в том, что они обеспечивают привязку исторических картографических материалов какой‑либо одной конкретной эпохи к современной картографической основе. Одной из таких наиболее удачной, по моему мнению, является система, описанная в работе [3]. Однако в перечисленных выше случаях эта и подобные ей системы, как правило, не способны помочь исследователю, по причине недостатка содержащейся в них информации, относящейся к разным моментам времени. Для восполнения этого пробела можно было бы предложить совмещение на современной картографической основе материалов, относящихся к различным эпохам, вместе с характерными для них названиями и иными свойствами объектов, однако вследствие громоздкости подобного проекта говорить о нем пока преждевременно.
В настоящей статье будет рассказано о возникшей в результате влияния практически всех перечисленных выше обстоятельств ситуации в отношении двух сел и ее разрешении без использования геоинформационных систем, т. е. путем анализа архивных документов и картографических материалов XVII–XX вв., а также о том, какие выводы стало возможным сделать на основе полученного по ходу ее разрешения материала.