Строительная компания располагает собственными финансовыми ресурсами и поэтому самостоятельно определяет свою финансовую политику. Финансовая политика строительной компании создается для того, чтобы построить рациональную систему управления финансами, которая направлена на реализацию тактических и стратегических целей, включая такие, как: рационализация структуры ресурсов и достижение финансовой стабильности компании; обеспечение ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; получение максимальной прибыли и высокой рентабельности; повышение прозрачности деятельности компании; достижение инвестиционной привлекательности компании; применение компанией рыночных механизмов получения финансовых ресурсов. В свою очередь, на платежеспособность и финансовую устойчивость компаний непосредственно влияют особенности строительной деятельности, сметного ценообразования и формирования финансовых результатов.
Вопросами отраслевых особенностей строительной отрасли, изучением их влияния на финансовую политику компаний занимались такие ученые, как Адамов Н.А., Гизатуллин М.И., Грянова А.В., Ерофеева В.А., Кузьмина Т.М., Пономарева Н.И., Попова Е.С., Принцева С.А., Салахова Э.К., Степанов И.С., Тухватуллин Р.Ш., Шундулиди А.И., Юрьева Т.Б. и др. Выявленные ими особенности можно сгруппировать [4], как показано на рисунке.
Однако авторы, как правило, рассматривают отраслевые особенности строительной деятельности в целом, не акцентируя внимания именно на особенностях ценообразования, что делает тему настоящего исследования весьма актуальной.
Особенности ценообразования в строительной отрасли определяют: многолетняя традиция составления сметных документов, возникшая еще в середине XIX века; организационная и производственная структура подрядных организаций; взаимоотношения участников строительного комплекса с их непосредственными экономическими интересами и целый ряд отраслевых особенностей [1, 3]. Прежде всего стоит выделить следующие:
1. Специфика продукта строительной деятельности. Продуктом строительной компании является недвижимость, представляющая собой завершенные объекты, которые неподвижны и закреплены на конкретной территории. Следствием этого является территориальный разброс ведения деятельности организацией, что приводит к колебаниям показателей рентабельности, потребности в оборотных и основных средствах, а также затрат, варьирующихся от одного объекта к другому. Продуктом субподрядной специализированной строительной организации являются полностью завершенные в установленном порядке комплексы подрядных работ, результат которых тоже привязан к месту их выполнения. Также для строительного продукта характерны большие габариты, разнообразие материалов, изделий и конструкций, используемых при его изготовлении, высокая стоимость объектов в сравнении с продукцией большинства других отраслей материального производства, повсеместный характер востребованности, обусловленный необходимостью строительного продукта для всех отраслей общественного хозяйства.