Отношения Организации Североатлантического договора (НАТО) с бывшими союзным республиками с момента развала СССР развивались неодинаково. Важно заметить, что все страны-участницы бывшей Организации Варшавского договора (ОВД) со временем вступили в НАТО, кроме Российской Федерации как правопреемницы и правопродолжательницы Советского Союза. В начале 2000-х гг., когда еще ни одно новое независимое государство, образовавшееся в границах бывшего Союза ССР, не вошло в состав Североатлантического альянса, высшее российское руководство открыто предлагало американской стороне как неоспоримому лидеру блока войти в него [19]. Возможно, в этом была определенная логика: Россия присоединялась бы к Вашингтонскому пакту первой и старшей из всех бывших союзных республик и на паритетных с США началах обязалась бы отвечать за безопасность на всем Евразийском континенте, трансформируя евроатлантические отношения из блоковых в партнерские. Однако по многим причинам этого не произошло, и у каждой новой постсоветской страны сложилась своя история с НАТО.
Траектории развития этих отношений можно разделить на несколько групп. В первой группе находятся страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), которые сразу же после провозглашения независимости ещё до распада СССР взяли курс на ускоренную евроинтеграцию. Во вторую группу входят страны, однозначно относящиеся к евроатлантическому пространству и граничащие со странами-участницами НАТО: Белоруссия, Украина, Молдавия и Россия. Третью группу составили государства Закавказья (условной границы европейского континента), традиционно относимые к Европе по ряду общепризнанных цивилизационно-правовых, историко-культурных и политико-экономических критериев: Азербайджан, Армения и Грузия.
В начале 1990-х гг. все эти десять стран стали участницами программы «Партнёрство во имя мира» (двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнёром, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального плана взаимодействия). При этом Армения, Белоруссия и Россия связали себя дополнительными обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия образовали альтернативную региональную Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, которая на самом деле преследовала целью противодействие намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе.