Весна 2020 г. потребовала от руководителей и преподавателей образовательных организаций принципиально новых путей решения задачи по обеспечению учебного процесса. При этом, учитывая нахождение подавляющего большинства преподавателей и студентов в условиях самоизоляции, единственной возможной формой обучения стало дистанционное образование. Организация образовательного процесса в условиях полностью удаленного положения и учащихся, и преподавателей получила массу откликов, как позитивных, так и негативных. Вместе с тем считаю, что подобную ситуацию, которая, безусловно, является вынужденной, можно рассматривать как уникальный опыт, позволяющий проанализировать перспективы работы наших педагогических коллективов. В связи с этим целью исследования стал анализ опыта организации теоретического образовательного курса в условиях изоляции для студентов регионального вуза, обучающихся по программам специалитета в области медицины.
1. Составить наиболее оптимальный учебный план образовательного курса по теоретической дисциплине в условиях изоляции.
2. Изучить мнение студентов о жизни и учебе в условиях самоизоляции.
3. Провести анализ мнения преподавателей о проблемах организации образовательного процесса в условиях самоизоляции.
Исследование проводилось на базе Института биологии и биомедицины Национального исследовательского университета им. Лобачевского (Нижний Новгород). В данном университете уже третий год реализуются программы специалитета по специальностям «медицинская биохимия», «медицинская биофизика» и «медицинская кибернетика», востребованность выпускников которых на рынке труда, в том числе в медицинских организациях, мы уже обсуждали в более ранних работах [1, 2].
Учебный план подготовки студентов данных дисциплин предусматривает два цикла по организации здравоохранения — вводный и основной. Причем основной проводится на пятом курсе, а вводный — на первом, втором или третьем. Водный курс предусматривает ознакомление студентов с основами нормативно-правового обеспечения медицинской помощи, структурой медицинской организации, системой ее организационной иерархии, основами статистики здоровья и здравоохранения, медицинской этики, деонтологии и биоэтики. Значение данного курса очень велико в плане подготовки студентов к практике на базе медицинских организаций для освоения практических навыков по уходу за больными и обеспечению санитарно-эпидемиологического режима, а в перспективе — помощника медицинской сестры. Поэтому данному вводному курсу уделяется большое внимание при подготовке студентов.