По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Отдельные особенности проявления принципа диспозитивности в административном судопроизводстве

С.П. Портянкина канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, Государственный университет по землеустройству г. Москва

В данной статье рассмотрены отдельные вопросы проявления принципа диспозитивности в административном судопроизводстве. Раскрыта активная роль суда в производстве по делам, возникающим из административных правоотношений.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс.

3. Кодекс административнрого судопроизводства Российской Федерации // Консультант Плюс.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс.

5. Гурвич М.А. Лекции по советскому гражданскому процессу. — М.: ВЮЗИ, 1950. — С. 15–17; Советское гражданское процессуальное право: учебное пособие / под ред. М.А. Гурвича. — М.: Высшая школа, 1964. — С. 11.

6. Клейнман А.Ф. Советский гражданский процесс. — М.: Изд-во МГУ, 1954. — С. 19–20.

Принцип диспозитивности является одним из основных принципов гражданского права и движущим началом гражданского судопроизводства1 . Именно благодаря реализации принципа диспозитивности, гражданский процесс возникает, развивается, переходит из одной стадии в другую и может прекратиться.

На первый взгляд, может показаться, что принцип диспозитивности одинаково проявляется и в гражданском, и в административном судопроизводстве, независимо от правового характера рассматриваемых категорий дел, от характера спорных правоотношений Подобное представление является ошибочным.

Принятый в рамках реформы гражданского процессуального законодательства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), на законодательном уровне закрепил новый порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подведомственных судам общей юрисдикции. Стоит особо отметить, что в разделе первом, в первой главе указанного нормативного правового акта (КАС РФ), где, наряду с основными общими положениями, закрепляются и принципы соответствующего судопроизводства, ни одной статьи не посвящено принципу диспозитивности.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»2 . Совершенно очевидно, что речь идет об обжаловании ненормативных правовых актов. ГК РФ (ст. 13) устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным3 . К решениям указанных выше органов относятся акты, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия не для неопределенного круга лиц, а для определенного круга граждан и организаций. По сути своей, ненормативный правовой акт направлен, главным образом, на возникновение какой либо обязанности для определенного субъекта, считающего, что обязанность возлагается на него незаконно (для субъектов гражданских правоотношений) либо создается препятствие для осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности.

Для Цитирования:
С.П. Портянкина, Отдельные особенности проявления принципа диспозитивности в административном судопроизводстве. Юрисконсульт в строительстве. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: