По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.451.031; 347.711 DOI:10.33920/vne-04-2312-03

Отдельные обычаи электронной торговли в России и КНР: сравнительный анализ

Андрей Валерьевич Агошков кандидат философских наук, магистрант кафедры гражданского и предпринимательского права Юридического института ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева», Россия, 443013, г. Самара, Московское шоссе, д. 34, e-mail: meteor70@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-2132-7080
Чжоу Лу доктор филологии, профессор. Институт иностранных языков Чжэцзянского университета, Китай, 310058, провинция Чжэцзян, г. Ханчжоу, Юхангтан роуд, д. 866, e-mail: zhoulu@yandex.ru

В статье рассмотрен опыт регулирования электронной торговли в РФ и КНР преимущественно в аспектах соблюдения договорных норм, урегулирования деловых споров и защиты прав потребителей. Можно сделать вывод, что если в РФ преобладает использование позитивных норм, то КНР достаточно успешно использует и обычные нормы, переработанные и адаптированные к нуждам сегодняшнего дня, как на национальном уровне, так и в практике трансграничных торговых операций (формирование нового обычного торгового права — lex mercatoria). Особо стоит отметить значительную роль посредничества как метода урегулирования деловых споров, широко распространенного в КНР. Историко-культурное и актуальное значение медиации позволяет говорить о ней как о правовом обычае, нашедшем свое место в системе современного законодательства КНР.

Литература:

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 01.10.2023).

2. Закон РФ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием в качестве посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 01.10.2023).

3. Закон РФ от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_329959/ (дата обращения: 01.10.2023).

4. Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» (2013 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.npc.gov.cn/npc/index.html (дата обращения: 01.10.2023).

5. Закон КНР «О народной медиации» (2010 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://8-926-145-87-01.ru/ wp-content/uploads/2014/02/China_Peoples_Mediation_Law_2010_Russian_translation.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

6. Закон КНР «Об электронной коммерции» (2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.chinajusticeobserver.com/law/x/e-commerce-law-of-china-20180831 (дата обращения: 01.10.2023).

7. Алексеенко, А. П. Регулирование использования поисковых алгоритмов в соответствии с Законом КНР «Об электронной коммерции» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С. 118–126.

8. Галустян, Н. В. Роль медиации как фактора, влияющего на состояние правовой культуры, правосознания и правовой грамотности в современном гражданском обществе // Право и практика. — 2021. — № 1. — С. 188–196.

9. Кутовая, А. Н., Хаджи, К. Р. Онлайн-урегулирование споров: международные, страновые и частные практики и дальнейшие перспективы // Международная торговля и торговая политика. — 2020. — Т. 6. — № 4. — С. 95–112.

10. Ли Пин, Ци Юн Лю, Тан Ци. Китайский рынок онлайн-торговли // Образование и право. — 2020. — № 4. — С. 443–447.

11. Липка, Д. В. Особенности защиты прав потребителей в Китае // Образование и право. — 2022. — № 7. — С. 362–368.

12. Лю Цюсэнь. Обычное право в системе источников права современного Китая // Вестник Московского университета. Серия. 11: Право. — 2017. — № 4. — С. 139–148.

13. Мажорина, М. В. Киберпространство и методология международного частного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — № 2. — С. 230–253.

14. Мажорина, М. В. О коллизии права и «неправа», реновации lex mercatoria, смарт-контрактах и блокчейн-арбитраже // Lex russica. — 2019. — № 7. — С. 93–107.

15. Михеева, И. В., Логинова, А. С. Перспективы развития законодательства о защите прав потребителей в торговом обслуживании в России и Китае // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — № 4. — С. 202–215.

16. Муратова, О. В. Концепция транснационального потребительского права в современном мире // Lex russica. — 2019. — № 7. — С. 20–28.

17. Погорлецкий, А. И. Налогообложение трансграничных операций электронной коммерции: особенности, проблемы и возможности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 46. — С. 229–250.

18. Флегонотова, Т. А. Регулирование электронной коммерции в КНР: риски и возможности для международного сотрудничества // Вестник международных организаций. — 2017. — Т. 12. — № 4. — С. 150–168.

19. Цзян Сыюань, Гань Чжунъян. Механизм урегулирования коммерческих споров в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» // Государственная служба. — 2020. — № 3. — С. 64–69.

20. Debetok.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://debetok.ru/ (дата обращения: 24.10.2023).

1. Law of the Russian Federation dated February 07, 1992 No. 2300-1 (as amended on 04.08.2023) On the Protection of Consumer Rights. — Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (аccessed: 01.10.2023). (In Russian.)

2. Law of the Russian Federation dated July 27, 2010 No. 193-FZ On an alternative procedure for resolving disputes with participation as a mediator (mediation procedure). — Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103038/ (аccessed: 01.10.2023). (In Russian.)

3. Law of the Russian Federation of July 26, 2019 No. 197-FZ On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation. — Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329959/ (аccessed: 01.10.2023). (In Russian.)

4. Law of the People’s Republic of China, On the Protection of the Rights and Interests of Consumers (2013). — Available at: http://www.npc.gov.cn/npc/index.html (аccessed: 01.10.2023). (In Russian.)

5. Law of the People’s Republic of China, On People’s Mediation (2010). — Available at: https://8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2014/02/China_Peoples_Mediation_Law_2010_Russian_ translation.pdf (accessed: 01.10.2023). (In Russian.)

6. Law of the People’s Republic of China, On Electronic Commerce (2019). — Available at: https:// ru.chinajusticeobserver.com/law/x/e-commerce-law-of-china-20180831 (accessed: 01.10.2023). (In Russian.)

7. Alekseenko, A. P. (2020). Regulirovanie ispol’zovaniia poiskovykh algoritmov v sootvetstvii s Zakonom KNR "Ob elektronnoi kommertsii" [Regulation of the use of search algorithms in accordance with the Law of the People’s Republic of China On Electronic Commerce]. Territoriia novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [Territory of New Opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service]. Vol. 12, no. 2, pр. 118–126. (In Russian.)

8. Galustyan, N. V. (2021). Rol’ mediatsii kak faktora, vliiaiushchego na sostoianie pravovoi kul’tury, pravosoznaniia i pravovoi gramotnosti v sovremennom grazhdanskom obshchestve [The role of mediation as a factor influencing the state of legal culture, legal consciousness and legal literacy in modern civil society]. Pravo i praktika [Law and Practice]. No. 1, pp. 188–196. (In Russian.)

9. Kutovaya, A. N., Hadji, K. R. (2020). Onlain-uregulirovanie sporov: mezhdunarodnye, stranovye i chastnye praktiki i dal’neishie perspektivy [Online dispute resolution: international, country and private practices and further prospects]. Mezhdunarodnaia torgovlia i torgovaia politika [International trade and trade policy]. Vol. 6, no. 4, pр. 95–112. (In Russian.)

10. Li Ping, Qi Yong Liu, Tang Qi. (2020). Kitaiskii rynok onlain-torgovli [Chinese online trading market]. Obrazovanie i parvo [Education and Law]. No. 4, pр. 443–447. (In Russian.)

11. Lipka, D. V. (2022). Osobennosti zashchity prav potrebitelei v Kitae [Features of consumer rights protection in China]. Obrazovanie i parvo [Education and Law]. No. 7, pр. 362–368. (In Russian.)

12. Liu Qiusen (2017). Obychnoe pravo v sisteme istochnikov prava sovremennogo Kitaia [Common law in the system of sources of law in modern China]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia. 11. Pravo [Moscow University Bulletin. Series 11. Law]. No. 4, pр. 139–148. (In Russian.)

13. Mazhorina, M. V. (2020). Kiberprostranstvo i metodologiia mezhdunarodnogo chastnogo prava [Cyberspace and methodology of international private law]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Law. Journal of the Higher School of Economics]. No. 2, pр. 230–253. (In Russian.)

14. Mazhorina, M.V. (2019). O kollizii prava i "neprava", renovatsii lex mercatoria, smart-kontraktakh i blokchein-arbitrazhe [Conflict-of-Law and "Non Law" Renovation of the Lex Mercatoria, Smart Contracts and Blockchain Arbitration]. Lex Russica. No. 7, pр. 93–107. (In Russian.)

15. Mikheeva, I. V., Loginova, A. S. (2017). Perspektivy razvitiia zakonodatel’stva o zashchite prav potrebitelei v torgovom obsluzhivanii v Rossii i Kitae [Prospects for the development of legislation on the protection of consumer rights in trade services in Russia and China]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Law. Journal of the Higher School of Economics]. No. 4, pр. 202–215. (In Russian.)

16. Muratova, O. V. (2019). Kontseptsiia transnatsional’nogo potrebitel’skogo prava v sovremennom mire [The concept of transnational consumer law in the modern world]. Lex Russica. No. 7, pp. 20–28. (In Russian.)

17. Pogorletsky, A. I. (2019). Nalogooblozhenie transgranichnykh operatsii elektronnoi kommertsii: osobennosti, problemy i vozmozhnosti [Taxation of cross-border e-commerce transactions: features, problems and opportunities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of Tomsk State University. Economy]. No. 46, pp. 229–250. (In Russian.)

18. Flegonotova, T. A. (2017). Regulirovanie elektronnoi kommertsii v KNR: riski i vozmozhnosti dlia mezhdunarodnogo sotrudnichestva [Regulation of e-commerce in China: risks and opportunities for international cooperation]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [Bulletin of international organizations]. Vol. 12, no. 4, pр. 150–168. (In Russian.)

19. Jiang Siyuan, Gan Zhongyang. (2020). Mekhanizm uregulirovaniia kommercheskikh sporov v ramkakh sopriazheniia EAES i kitaiskoi initsiativy "Odin poias, odin put" [Mechanism for resolving commercial disputes within the framework of the interface of the EAEU and the Chinese initiative "One Belt, One Road"]. Gosudarstvennaia sluzhba [State Service]. No. 3, pр. 64–69. (In Russian.)

20. Debetok.ru (2023). — Available at: https://debetok.ru/ (accessed: 24.10.2023). (In Russian.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 30.10.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 24.11.2023.

Актуальность темы электронной торговли не вызывает сомнений. Это один из наиболее динамично развивающихся секторов современной экономики. 2010-е и начало 2020-х гг. ознаменованы увеличением объемов продаж в форматах B-B, B-C, B-G, хотя несомненным лидером, по мнению специалистов, является розница, которая фактически выступила флагманом всей отрасли, оказывающим влияние на все остальные виды отношений: «Развитие электронной коммерции оказывает значительное влияние на общую бизнес-среду в отрасли, способствует сокращению издержек и наращиванию эффективности, расширению потенциального рынка сбыта и повышает уровень прозрачности рынка и конкуренцию, выводит на первый план новые методы ведения торговли, в отношении которых зачастую не установлено четких правил и норм регулирования» [18, с. 153]. Объем мирового рынка розничной электронной торговли, подавляющая доля которого приходилась (и приходится) на КНР и США, уже в середине 2010-х гг. приблизился к отметке 1 трлн долл., а в конце 2010-х гг. в соответствии с представленными прогнозами должен был превысить 1,5 трлн долл. Аналитики eMarketer оценивали тогда глобальный объем рынка B2C в 1,7 трлн долл., или 7,4 % мирового розничного товарооборота, причем Китай охватывал более трети — 35,4 % этого рынка. Согласно тем же прогнозам, в конце 2010-х гг. Китай имел возможность осуществлять более половины розничных электронных продаж в мире объемом больше 3 трлн долл. [18, с. 150]. Более поздние исследования, указывая несколько иные цифры, полностью подтвердили данную динамику в целом: «Китайский рынок онлайн-торговли продолжает превышать темпы роста американского рынка онлайн-торговли, начиная с 2013 г. В 2018 г. оборот онлайн-ретейла в Китае составил около 1,33 трлн долл., а интернетпродажи физических товаров — 1,03 трлн долл. … Китайская электронная торговля в 2019 г. составила 55,8 % мирового онлайн-ретейла» [10, с. 445].

Для Цитирования:
Андрей Валерьевич Агошков, Чжоу Лу, Отдельные обычаи электронной торговли в России и КНР: сравнительный анализ. Международная экономика. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: