Дата поступления рукописи в редакцию: 30.10.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 24.11.2023.
Актуальность темы электронной торговли не вызывает сомнений. Это один из наиболее динамично развивающихся секторов современной экономики. 2010-е и начало 2020-х гг. ознаменованы увеличением объемов продаж в форматах B-B, B-C, B-G, хотя несомненным лидером, по мнению специалистов, является розница, которая фактически выступила флагманом всей отрасли, оказывающим влияние на все остальные виды отношений: «Развитие электронной коммерции оказывает значительное влияние на общую бизнес-среду в отрасли, способствует сокращению издержек и наращиванию эффективности, расширению потенциального рынка сбыта и повышает уровень прозрачности рынка и конкуренцию, выводит на первый план новые методы ведения торговли, в отношении которых зачастую не установлено четких правил и норм регулирования» [18, с. 153]. Объем мирового рынка розничной электронной торговли, подавляющая доля которого приходилась (и приходится) на КНР и США, уже в середине 2010-х гг. приблизился к отметке 1 трлн долл., а в конце 2010-х гг. в соответствии с представленными прогнозами должен был превысить 1,5 трлн долл. Аналитики eMarketer оценивали тогда глобальный объем рынка B2C в 1,7 трлн долл., или 7,4 % мирового розничного товарооборота, причем Китай охватывал более трети — 35,4 % этого рынка. Согласно тем же прогнозам, в конце 2010-х гг. Китай имел возможность осуществлять более половины розничных электронных продаж в мире объемом больше 3 трлн долл. [18, с. 150]. Более поздние исследования, указывая несколько иные цифры, полностью подтвердили данную динамику в целом: «Китайский рынок онлайн-торговли продолжает превышать темпы роста американского рынка онлайн-торговли, начиная с 2013 г. В 2018 г. оборот онлайн-ретейла в Китае составил около 1,33 трлн долл., а интернетпродажи физических товаров — 1,03 трлн долл. … Китайская электронная торговля в 2019 г. составила 55,8 % мирового онлайн-ретейла» [10, с. 445].