Конституция Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод — обязанность государства.
Выполняя данную обязанность, государство в настоящее время на законодательном уровне предусмотрело дальнейшее развитие социальной поддержки российских граждан: увеличение ежемесячных выплат на детей для семей, доходы которых не превышают прожиточного минимума, увеличение выплат по программе материнского капитала. В Основном законе страны предлагается закрепить принципы пенсионного обеспечения, индексацию пенсии, определить, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Существенными признаками действительно правового государства являются незыблемость и реальное обеспечение прав и свобод граждан [1].
Реализация указанных выше положительных изменений в области социально-трудовых прав российских граждан может быть обеспечена, главным образом, возможностью их эффективной защиты.
Ценность такой защиты сейчас весьма важна, поскольку в процессе правоприменения сторонам социально-обеспечительных отношений зачастую приходится сталкиваться с наличием дефектов, пробелов, коллизий правовых норм, регулирующих указанные отношения, причиной чему выступает непоследовательностью, разобщенность, частая смена содержания законодательства в области социального обеспечения.
На современном этапе одним из наиболее эффективных способов защиты выступает судебная защита. Вместе с тем так было не всегда. В советский период возможности обжаловать в суд решение органа, осуществлявшего отдельные виды социального обеспечения, не было.
Так, Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» прямо закреплял, что вопросы назначения, исчисления и выплаты пособий, споры, связанные с реализацией гражданами права на пенсию в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования, не подлежали рассмотрению судебных органов [2]. В соответствии с постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (ст. 52) было установлено, что споры, связанные с выдачей пособий, были неподведомственны судам, а разрешались вышестоящими профсоюзными органами [3].