По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

От ввоза до реализации — все на виду

17 июня 2021 г. состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике, основной темой обсуждения на котором стало введение с 1 июля 2021 г. национальной системы прослеживаемости импортных товаров.

Открывая обсуждение, модератор заседания Георгий Петров, председатель Совета ТПП России по таможенной политике, отметил важность и актуальность темы введения системы документальной прослеживаемости в отношении импортных товаров, которая до 1 июля 2021 г. работала в тестовом режиме. Основной доклад по этому вопросу сделал Дмитрий Черепанов, заместитель начальника Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы РФ. Он напомнил, что 19 мая 2019 г. главами государств Союза было подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на территорию ЕАЭС, которое вступило в силу 3 февраля 2021 г. Соглашением предусмотрено создание двух сегментов единой системы — наднационального, в рамках которого осуществляется обмен информацией о пересечении товаром границ между участниками Союза, и национального, обеспечивающего прослеживаемость внутри страны — члена ЕАЭС. Национальная система прослеживаемости (НСП) представляет собой информационную систему, осуществляющую сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и об операциях, связанных с оборотом таких товаров. Для полноценной работы российской НСП в настоящее время готовится нормативно-правовая база: Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс и Закон «О налоговых органах в РФ», проходит согласование в Минфине проект об изменениях в Кодекс РФ об административных правонарушениях (будет установлена ответственность за нарушения по операциям с прослеживаемыми товарами), подготовлен ряд постановлений, в том числе о функционировании самой системы и перечне прослеживаемых товаров. «Механизм НСП достаточно простой, — отметил Дмитрий Черепанов, — он базируется на погружении в документ уникального идентификатора — регистрационного номера партии товара (РНПТ), состоящего из номера декларации на товары и порядкового номера товарной партии в этой ДТ. Данный идентификатор переносится в другие документы и наполняется сведениями из систем налогового и бухгалтерского учета. Вся эта информация аккумулируется в НСП, Федеральная налоговая служба производит ее сопоставление, тем самым обеспечивается прослеживаемость импортного товара на всем его жизненном цикле — от момента ввоза до реализации конечному потребителю либо выбытия (в связи, например, с экспортом)». Для функционирования НСП декларация на товары и декларация по НДС будут дополнены дополнительными реквизитами: РНПТ, количество и единицы измерения, также появятся новые документы — уведомление об остатках или ввозе на территорию РФ, уведомление о перемещении в страны ЕАЭС и отчет об операциях с прослеживаемым товаром. Участником НСП становится любой налогоплательщик независимо от системы учета и режима налогообложения, если он совершает операции с прослеживаемыми товарами. Плательщики на основной системе налогообложения будут отражать операции с товарами в декларации по НДС, а плательщики на специальных режимах — в особом документе, который называется «Отчет о прослеживаемых товарах». Посредством обязательного электронного документооборота вся эта информация аккумулируется в базе данных Федеральной налоговой службы как оператора НСП, а также передается от продавца к покупателю. Кроме того, для работы НСП необходимо взаимодействие с ЕАИС ФТС России, которое, по словам докладчика, уже налажено. «На основе сопоставления данных из ресурсов таможенной и налоговой служб будут выявляться несоответствия и риски, о чем мы будет информировать ФТС, а также насыщать ее базы информацией об операциях с прослеживаемыми товарами, что поможет обеспечить надежный контроль за такими товарами после выпуска в оборот», — пояснил Дмитрий Черепанов. Он также сообщил, что НСП будет внедряться поэтапно: с 1 июля 2021 г. вводится обязательный электронный документооборот для участников НСП, с 1 июля 2022 г. планируется ввести административную ответственность за нарушение требований при операциях с такими товарами (это отложенная норма, чтобы хозяйствующие субъекты успели адаптировать свои бизнеспроцессы под систему), с 1 января 2023 г. система должна заработать в режиме, максимально близком к онлайн, — планируется, что через операторов электронного документооборота универсальные передаточные документы будут поступать в течение суток. Степень готовности к запуску НСП достаточно высокая, поскольку с 2019 г. она работала в экспериментальном режиме, была организована информационная кампания, ФНС России разработаны специальные сервисы (они размещены на сайте https://www. nalog.gov.ru/) и обеспечено подключение к ним хозяйствующих субъектов для проверки, прослеживается товар или нет, завершено тестирование с разработчиками учетных систем, операторами электронного документооборота и ФТС России по обмену данными с НСП. «В настоящее время идет наполнение нашей системы данными из Федеральной таможенной службы», — сообщил в заключение доклада Дмитрий Черепанов. Информацию представителя Федеральной налоговой службы дополнила Анастасия Вяткина, начальник отдела развития технологий после выпуска Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы. Она проинформировала, что в постановление правительства, которым утвержден перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, вошла та же продукция, которая прослеживалась в рамках эксперимента, за исключением электронных интегральных схем. По словам докладчицы, правила бухучета остаются прежними, кроме необходимости указания в сопроводительных документах реквизитов прослеживаемости — РНПТ, количества и единицы измерения. Эти же реквизиты вносятся в ДТ (порядок подробно расписан в решении Коллегии ЕЭК от 29 декабря 2020 г. № 183 «О внесении изменений в пункт 15 Порядка заполнения декларации на товары»). Затем Анастасия Вяткина пояснила, как осуществляется присвоение РНПТ: «Товарам из третьих стран РНПТ присваивается самостоятельно участником оборота, номер формируется на основании данных из ДТ и порядкового номера с 1-го по 99-й. Компетенция по присвоению РНПТ товарам Союза остается за Федеральной налоговой службой. Мы получаем от ФНС сведения об остатках, о выбытии товаров из системы прослеживаемости, о цепочках продаж, аналитические показатели на основании сведений об обороте товаров, риски нарушений и расхождения (получаемые сведения используются в рамках таможенного контроля), а передаем налоговой службе сведения о ввозе/вывозе товаров, о ввозе с территорий государств Союза, о задержании/конфискации или обращении в федеральную собственность». Что касается этапов внедрения НСП, с 1 июля по 30 сентября будет осуществляться наполнение НСП, а с 1 января 2023 г. планируется запустить полноценный электронный документооборот в части использования электронных счетов-фактур.

Для Цитирования:
От ввоза до реализации — все на виду. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала