«Всегда мечтала рисовать, но мне не дано», — как часто я это слышу! Сегодня поговорим о том, не преувеличена ли роль таланта в общественном сознании и действительно ли его нет у всех, кто об этом заявляет.
В детстве с переменным успехом рисуют все. Но будем честны: уже в этом возрасте у кого-то получается лучше, кто-то усидчивее и прилежнее, внимательнее и аккуратнее. В каждой группе детского сада есть ребенок, который однажды делает открытие: «Я нарисовала глаза не круглыми, а овальными. Потому что заметила, что они такие!» Но дети, у которых получается хуже, не отказываются рисовать (еще бы они отказались: не можешь — научим, не хочешь — заставим).
Не рассказывают с драматичным надрывом всем и каждому, что им «не дано». И со временем у них есть прогресс. Представьте себе эксперимент: на какое-то время запретить рисовать одаренному ребенку и посадить за краски «бесталанного». Второй догонит, а потом и перегонит первого за недели или месяцы усердных трудов!
«Бесталанных людей можно научить, если пораньше за это взяться — с детства. Если в детстве все-таки у человека было много раскрасок, хороших книжек с картинками, которые дети рассматривали со взрослыми или самостоятельно, — обязательно этот человек научится рисовать. Те, которые не научились… У меня таких еще не было! Все-таки бывает, кому-то труднее это дается, кто мало рисовал в детстве — у тех мелкая моторика, видимо, не так хорошо развилась, и в дальнейшем посложней пришлось»
Из нашего интервью с преподавателем «Дома Изо» Вероникой Юрковой
Однако талантливые люди изначально находятся в более выигрышном положении, с этим не поспорить. Может быть, с живописью все так же, как с музыкальным слухом? Недавно я была в гостях у подруги, у которой маленькая дочь. Она в свои три года спела песню «Старый клен» гораздо лучше, чем это сделала бы я в свои двадцать пять после пяти лет в музыкальной школе! Но с изобразительными искусствами ситуация все же иная: «слух» в живописи не ограничен (как правило) физическими особенностями глаза, умением распознавать цвета — с этим в разной степени справляются все, не страдающие дальтонизмом. Поэтому если даже музыкальный слух можно развить до определенной степени, то способности к рисованию и подавно!