В 2014 году руководителями столичных департаментов культуры и образования впервые с 1930-х годов был сделан шаг навстречу друг другу. Заключенное между ними первое соглашение запустило большую работу, операторами которой стали Московский центр музейного развития1 (от Департамента культуры) и Городской методический центр (от Департамента образования).
Сделано уже немало. Учителя и музейные педагоги начали осваивать общий понятийный аппарат, проведено множество образовательных и проектных семинаров, одной из задач которых было познакомить музейщиков с особенностями школьной реформы, а также музейно-педагогических мастерских с участием учителей и методистов. Приходилось преодолевать много сложностей, ведь учителям предлагалось перенести уроки в малоизвестное пространство, постепенно освоить новую специальность музейного педагога, которой их никто не учит, хотя она уже включена в новый профессиональный стандарт учителя2. Музейным специалистам — отказаться от привычной экскурсионной методики работы со школьниками. И тем и другим нужно было прийти к пониманию, что музейный урок — не просто выход за пределы школьного класса. Его целью является обучение школьников самостоятельному освоению нового материала не из учебника и объяснения учителя, а с помощью обращения к подлинным источникам и жизненным ситуациям.
К концу 2017-го музейными сотрудниками было подготовлено и оформлено в соответствии с требованиями Департамента образования сорок музейных уроков — по разным предметам школьной программы, для учащихся разного возраста. Все они прошли экспертизу Городского методического центра и получили путевку в школьную жизнь.
При этом оставалось множество инфраструктурных вопросов: кто все-таки будет проводить музейный урок — учитель или музейный сотрудник? Как организовать посещение музеев учащимися в первой половине дня, чтобы не срывать другие школьные уроки? Как решить финансовые проблемы, ведь основное школьное образование должно оставаться бесплатным?