В практике школы и вуза сегодня имеет место значительная несогласованность или даже рассогласованность: и в содержании, и в методах, и в средствах обучения. Плюс ко всему наблюдается довольно существенное различие характера и способов познавательной деятельности школьников и студентов, что ведёт к недостаточной преемственности школьного и вузовского образования, несформированности у выпускников школы общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков, действенных способов познавательной деятельности. И это несмотря на все усилия общеобразовательных учреждений строго придерживаться стандартов, пользоваться, по выражению учителей, стандартизированными учебниками. Установление различий школьной подготовки и вузовских требований позволяет определить, что, где и как следует перестроить в системе довузовской подготовки, чтобы ликвидировать разрыв в непрерывном образовании, формах и методах обучения, в процессе приобретения и контроля знаний.
Процесс обучения в школе, к сожалению, не стимулирует интерес учащихся к штудированию литературы по теоретическим вопросам школьных предметов. А зачем? Есть Интернет, гаджеты, поэтому многие будущие студенты при подготовке к урокам и экзаменам ограничивают круг теоретических источников лишь учебниками и решебниками (вот словцо-то!) из Интернета, в которых приводятся разобранные задачи, выполненные домашние задания, тексты сочинений и пр.
Неподготовленность к самостоятельному изучению специальной, научной литературы и связанная с этим неспособность к собственному изложению материала ставят вполне реальные препятствия на пути совершенствования образования. В то же время одно из направлений вузовского образования — выполнение нормативного требования «уменьшить нагрузку студентов обязательными аудиторными занятиями, совершенствовать организацию самостоятельной работы». Вот как — поезда скоро столкнутся!
...Неподготовленность к самостоятельному изучению специальной, научной литературы и связанная с этим неспособность к собственному изложению материала ставят вполне реальные препятствия на пути совершенствования образования...