По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

От школы до вуза: если долго смотреть в бездну…

Борис Мандель кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков НТИ (филиал) РГУ им. А.Н. Косыгина, профессор Российской академии естествознания

Статья посвящена рассмотрению достаточно важного и спорного вопроса о большом разрыве между школьными знаниями и реальными умениями и навыками абитуриентов, несоответствии программ и недостатке сотрудничества между школами и высшими учебными заведениями.

В практике школы и вуза сегодня имеет место значительная несогласованность или даже рассогласованность: и в содержании, и в методах, и в средствах обучения. Плюс ко всему наблюдается довольно существенное различие характера и способов познавательной деятельности школьников и студентов, что ведёт к недостаточной преемственности школьного и вузовского образования, несформированности у выпускников школы общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков, действенных способов познавательной деятельности. И это несмотря на все усилия общеобразовательных учреждений строго придерживаться стандартов, пользоваться, по выражению учителей, стандартизированными учебниками. Установление различий школьной подготовки и вузовских требований позволяет определить, что, где и как следует перестроить в системе довузовской подготовки, чтобы ликвидировать разрыв в непрерывном образовании, формах и методах обучения, в процессе приобретения и контроля знаний.

Процесс обучения в школе, к сожалению, не стимулирует интерес учащихся к штудированию литературы по теоретическим вопросам школьных предметов. А зачем? Есть Интернет, гаджеты, поэтому многие будущие студенты при подготовке к урокам и экзаменам ограничивают круг теоретических источников лишь учебниками и решебниками (вот словцо-то!) из Интернета, в которых приводятся разобранные задачи, выполненные домашние задания, тексты сочинений и пр.

Неподготовленность к самостоятельному изучению специальной, научной литературы и связанная с этим неспособность к собственному изложению материала ставят вполне реальные препятствия на пути совершенствования образования. В то же время одно из направлений вузовского образования — выполнение нормативного требования «уменьшить нагрузку студентов обязательными аудиторными занятиями, совершенствовать организацию самостоятельной работы». Вот как — поезда скоро столкнутся!

...Неподготовленность к самостоятельному изучению специальной, научной литературы и связанная с этим неспособность к собственному изложению материала ставят вполне реальные препятствия на пути совершенствования образования...

Для Цитирования:
Борис Мандель, От школы до вуза: если долго смотреть в бездну…. Ректор ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: