Теория без практики мертва, практика без теории слепа.
(А. Суворов)
Научно-исследовательская работа в сестринской практике — одно из ключевых современных направлений работы в сестринском сообществе. Основными показателями развития данного направления стали:
• семинары по сестринским исследованиям и доказательной практике;
• онлайн-модули, отражающие изучение различных вопросов, связанных с сестринскими исследованиями;
• статьи, в которых последовательно и детально рассматриваются различные этапы исследовательской работы;
• научно-практические секции, деятельность которых направлена на содействие распространению опыта сестринских исследований.
Доказательная сестринская практика — это направление деятельности, которое для большинства специалистов сестринского дела пока еще достаточное новое, непонятное, требующее дополнительной информации и разъяснений.
Необходимо отметить, что своим появлением в профессии доказательная сестринская практика обязана термину «доказательная медицина», который был предложен учеными одного из Канадских университетов в 1990 г.
Если мы обратимся к более ранней истории, то зарождение доказательной медицины можно отнести к 1830 г., когда французский врач Пьер Луи на основе клинических наблюдений доказал, что кровопускание неэффективно для лечения острой пневмонии.
Как мы видим, доказательная медицина не новая наука. Скорее, это современное направление, изучающее технологию сбора медицинской информации, ее анализ, обобщение и интерпретацию, на основе которых принимаются научно-доказательные решения по всем вопросам, связанным с медицинской помощью.
В результате каких перемен возникла сегодня необходимость в доказательной сестринской практике?
Во-первых, это появление в профессиональной деятельности средних медицинских работников новых медицинских услуг и технологий. На фоне борьбы за качество оказания медицинской помощи мы сталкиваемся нередко с ошибками в работе сестринского персонала, которые возникают из-за дефицита профессиональных знаний специалистов, отсутствия навыков и умений работы с новым оборудованием, недостаточных знаний возрастной психологии и психологии общения.