По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85 DOI:10.33920/nik-02-2108-07

От модерна — к метамодерну. Смена эпох как трансформация форм творческой активности: от философии до моды

Сапожникова Виктория Станиславовна выпускница аспирантуры Московского гуманитарного университета, ученый-исследователь, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

В статье идет речь об актуальном направлении метамодернизма как завершающей стадии эпохи постмодернизма, об основных представителях этой эпохи. Автор прослеживает в сопоставительном плане черты трех эпох: модерна, постмодерна и метамодерна, показывая специфику субъекта исторического действия в эти периоды, раскрывает такие особенности эпохи модерна, как ее рационализм и стремление к производству новых смыслов и идей, историческое последовательное мышление, позволяющее осознавать представителям эпохи Просвещения качества этого периода как следующей ступени развития, сменившей Средневековье. Автор показывает, что эпоха постмодернизма, пришедшая на смену Просвещению, или модерну, зафиксировала устойчивое отрицание прежних основных доминант, сменив уникальность на тиражируемость, новизну — на повторение, стремление следовать большим идеям — интеллектуальной игрой. Эпоха метамодерна связывается автором с развитием цифровых технологий. В статье затрагивается проблема моды как той сферы культуры, которая достаточно полно воплощает основные тенденции смены эпох.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 258 с.

2. Валлерстайн Э. После либерализма [Текст] / Иммануэль Валлерстайн; пер. с англ. М.М. Гурвица и др. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 253 с. — С. 5.

3. Грицанов А.А. Делез, Жиль // Энциклопедия постмодернизма. Составители и научные редакторы А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. — 1040 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://niv.ru/doc/philosophy/encyclopedia-post-modern/index.htm.

4. Делез Ж. Логика смысла. — М.: Академический проект, 2011. — 472 с.

5. Делез Ж. Ницше / пер. с французского, послесловие и коммент. С.Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. — 186 с.

6. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — Изд. 5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 352 с. — С. 184.

7. Метамодерн — новый способ смотреть на мир [Электронный ресурс]. — URL: https://newtonew.com/culture/wow-metamodern.

8. Эко У. Маятник Фуко. — М.: Corpus, 2021. — 832 с.

9. Эко У. Остров накануне. — М.: Corpus, 2018. — 576 с.

10. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. — СПб.: Симпозиум, 2005. — 502 с.

1. Bodriyyar ZH. Prozrachnost' zla. — M.: Dobrosvet, 2000. — 258 s.

2. Vallerstayn E. Posle liberalizma [Tekst] / Immanuel' Vallerstayn; per. s angl. M.M. Gurvitsa i dr. — M.: Yeditorial URSS, 2003. — 253 s. — S. 5.

3. Gritsanov A.A. Delez, Zhil' // Entsiklopediya postmodernizma. Sostaviteli i nauchnyye redaktory A.A. Gritsanov, M.A. Mozheyko. Minsk: Interpresservis; Knizhnyy Dom, 2001. — 1040 s. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://niv.ru/doc/philosophy/ encyclopedia-post-modern/index.htm.

4. Delez ZH. Logika smysla. — M.: Akademicheskiy proyekt, 2011. — 472 s.

5. Delez ZH. Nitsshe / per. s frantsuzskogo, poslesloviye i komment. S.L. Fokina. — SPb.: Aksioma, Kol'na, 1997. — 186 s.

6. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. — Izd. 5-ye. — M.: Izdatel'stvo LKI, 2011. — 352 s. — S. 184.

7. Metamodern — novyy sposob smotret' na mir [Elektronnyy resurs]. — URL: https://newtonew.com/culture/wow-metamodern.

8. Eko U. Mayatnik Fuko. — M.: Corpus, 2021. — 832 s.

9. Eko U. Ostrov nakanune. — M.: Corpus, 2018. — 576 s.

10. Eko U. Rol' chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta / per. s angl. i ital. S.D. Serebryanogo. — SPb.: Simpozium, 2005. — 502 s.

Эпоха модерна, или Просвещения, связана с существенными трансформациями в экономике, политике, общественном сознании. После длительного периода эпохи Средневековья наступил этап расцвета всей европейской культуры. Жажда познаний раннего модерна привела к развитию науки, великим географическим открытиям, к рождению ярких стилей в живописи и архитектуре. Модерн подарил миру имена Руссо, Вольтера, Канта, Лессинга. Произведения искусства перестали быть обезличенными, а авторы уверенно ставили подписи и отличительные знаки, не боясь брать на себя ответственность за сказанное, написанное, сотворенное. Примерно с начала XVI века самостоятельность мышления и гуманизм как вера человека в собственные силы постепенно становятся первостепенной характеристикой культуры. И уже в XVII веке высказывание выдающегося мыслителя Нового времени Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» превращается в символ культуры эпохи модерна.

Представители эпохи Просвещения формируют культуру гениальных личностей и создают творческую иерархию как таковую. Вдохновляясь достижениями друг друга, они рождают все самое значительное и уникальное. Личность эпохи модерна свободна, она с радостью декларирует собственные мысли и идеи, внося в историю свое имя. Серьезность и свобода эпохи наделяет мыслящего индивида способностью наполнять реальность смыслом, обращать в эту «веру» окружение и зарождать новые философские и научные направления, наполненные новым смыслом произведения искусства и литературы. Другими словами, яркая, уверенная в себе личность модерна становится способной изменять мир в соответствии со своими целями и идеалами.

Результатом подобной активности становится тот «вызов» всему ставшему традиционным, который читается в каждом направлении этой эпохи: не только в философии, литературе и искусстве, но и в политических течениях, географических и научных открытиях.

Вторая мировая война стала концом эпохи Просвещения, эпохи модерна. Согласно Э. Валлерстайну, та политико-культурная эпоха, которая началась во второй половине XX века, может быть обозначена как «постлиберализм». Это означает, что та эпоха, «на протяжении которой люди верили в то, что лозунги Французской революции отражают непреложную историческую истину и если не сейчас, то в самом ближайшем будущем они должны обязательно воплотиться в жизнь» [2, c. 5], закончилась. Стало очевидно, что то общество и та культура, которая ярко проявила свои черты к 70-м годам прошлого столетия «основана на принципиально иных основаниях, демонстрируя, что ценности, на которых основывалась европейская культура вплоть до середины XX века, перестали быть актуальными» [6, c. 184]. Черты новой эпохи формируются постепенно, складываясь в то качество, которое будет рассматриваться как «постмодернизм».

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, От модерна — к метамодерну. Смена эпох как трансформация форм творческой активности: от философии до моды. Ученый совет. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: