Согласно последнему отчету The Art Basel and UBS Art Market, мировой рынок искусства зафиксировал примерно $57,5 млрд в 2024 году. Примечательно, что, хотя стоимость продаж снизилась на 12% в годовом исчислении, количество транзакций выросло на 3%, — это, по сути своей, доказательство устойчивого интереса к инвестициям в искусство со стороны коллекционеров по всему миру. Причин для того, чтобы коллекционировать, может быть масса — в том числе довольно банальное «желание обладать» и жажда статуса, принадлежности к элитарному кругу ценителей. Число миллиардеров по всему миру увеличилось примерно в 4 раза с 2000 года, и многие посвящают часть своего богатства страсти к искусству, рассказал в одном из интервью инвестиционный директор UBS Марк Хэфеле. Почему?
Финансовый аспект владения искусством многогранен. Произведение может быть хранилищем стоимости и защитой от инфляции — и это лучше, чем вложение в недвижимость, потому что искусство, в отличие от домов, акций или облигаций, обладает уникальной способностью сохранять свою ценность даже в периоды экономических потрясений. Кроме того, в текущих условиях мировой экономики, искусство становится инвестиционной альтернативой — оно меньше всего коррелирует с традиционными финансовыми рынками, что позволяет коллекционерам лучше управлять своим богатством и снижать общую подверженность риску.
Наконец, искусство не дешевеет — единственный риск заключается в том, что коллекционер «уйдет в ноль» при продаже произведения из своего собрания, если заработать не получится. Однако, в последние годы рынок искусства пережил значительный рост — сегодня потенциальная финансовая отдача может быть существенной. В условиях, когда произведения искусства — даже авторства молодых художников — продаются по рекордным ценам, состоятельные люди, в действительности, рассматривают искусство как жизнеспособный вариант инвестиций. Согласно отчету Artsy за 2025 год, 72% коллекционеров охотно приобретают молодое искусство. Галереи вторят этому тренду — 51% опрошенных зарубежных институций признает, что начинающие художники «делают кассу», а уже за ними следуют признанные авторы.