Год назад мы подводили итоги точечной модернизации, обсуждали переход к формату комплексной реформы всей сети службы занятости «под ключ». Сейчас в проекте комплексных изменений 17 субъектов страны, до конца года по всей России будут работать 550 кадровых центров под брендом «Работы России».
Пользуясь случаем, хочу поздравить 12 регионов второй волны — общие параметры проекта согласованы, финансирование подтверждено. Интересно, что самым западным регионом — участником проекта 2024 г. стал Калининград, а самым восточным — Камчатский край. Таким образом, проект объединил страну от Балтики до Тихого океана.
Если еще год назад самым существенным риском считался резкий рост безработицы, то сейчас мы говорим о растущем неудовлетворенном спросе на кадры. Этой теме было посвящено расширенное заседание президиума Госсовета. Исходя из поставленных задач становится очевидно: служба занятости должна стать ключевым экспертом рынка труда, без нее невозможно представить качественный прогноз потребности в специалистах приоритетных отраслей экономики и подготовку профессионалов здесь и сейчас. Преодоление структурных диспропорций и балансировка рынка труда требуют комплексной работы экономического, образовательного и социального блока на федеральном и региональном уровне.
Кадровые центры «Работа России» еще на старте проекта по модернизации формулировали аксиому: ключевой клиент — работодатель. Служба занятости становится не просто организацией по подбору нужных специалистов среди свободных кадров, а полноценным экспертом, внешним HR-агентством.
Первый шаг на этом пути — сбор данных о перспективных кадровых потребностях. Эта работа должна идти проактивно, и наша общая задача — доказать работодателю, что это не очередной формальный запрос на заполнение табличек, а реально работающий инструмент по планированию подготовки специалистов или переобучения готовых к этому соискателей.
Новой серьезной задачей станет участие в определении контрольных цифр приема в образовательных учреждениях с учетом прогноза потребности в кадрах. И здесь необходимо выстроить взаимодействие с работодателями и учебными заведениями: служба занятости должна стать единой точкой сборки. Отмечу, что эта идея нашла отражение и в проекте закона о занятости — в нем впервые выстроена логическая связь между мониторингом потребностей в кадрах, определением приема трудоустройства после обучения и оценкой эффективности учебных программ. На федеральном уровне участие в формировании КЦП будет принимать Минтруд России.