По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

От гумбольдтовской до рыночной модели высшего образования: модернизация или кризис?

Гнатюк Ольга Леонидовна профессор кафедры связей с общественностью и рекламы факультета философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), кандидат философских, доктор социологических наук Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48., E-mail: gnatyuk_05@mail.ru

В статье охарактеризованы имеющиеся в зарубежной и российской практике основные модели высшего образования: гумбольдтовская модель европейского университета, модель коммерческого университета, традиционная, рационалистическая, элитарная, эгалитарная, либеральная, феноменологическая, государственно-ведомственная, неоинституциональная и другие модели, а также дилеммы выбора оптимальной модели высшего образования для России на основе синтеза принципов культуроцентризма, социоцентризма и антропоцентризма.

Литература:

1. Валицкая А.П. Теория образования в контексте современности: Учеб. пособие. — СПб.: Астерион, 2014.

2. Гнатюк О.Л. Модели, аксиосфера и технологии высшего образования в современной России // Аксиосфера современности: философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик / Коллективная монография. — СПб., 2012.

3. Гнатюк О.Л. Современные модели высшей школы. Ч. 1. Высшая школа сегодня: методология исследования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — Т. 2. Философия. — 2014. — № 2.

4. Идея университета: вызовы современной эпохи. Круглый стол // Высшее образование в России. — 2012. — № 7.

5. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М.Н. Голубевой; Под общ. ред. М.А. Гусаковского. — Минск, 2005.

6. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социс. — 2007. — № 10.

7. Старикова О.С. Современные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: Автореф. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. — Краснодар, 2011.

Для современной России актуальным остается выбор оптимальной национальной модели высшего образования, которая бы синтезировала опыт и лучшие традиции его реформирования как в России, так и в западных странах. В научном дискурсе, в СМИ продолжаются дискуссии о том, какова эта модель, контуры которой очерчены в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года), в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р), в документе «О плане действий по модернизации образования на 2011–2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 года № 1507-р) и др.

Известно, что министр образования Пруссии В. Гумбольдт на рубеже XVIII–XIX веков предложил модель нового европейского университета, целью которого провозглашалось духовное развитие студентов, «отход» от узкой профессиональной специализации; при этом наука уже не рассматривалась как изолированная от общества и образования деятельность. Тем самым гумбольдтовская модель высшего образования, помимо образовательных, должна была выполнять и исследовательские задачи, способствовать совместной научной деятельности преподавателей и студентов. В эволюции моделей образования (и высшего образования) специалисты выделяют такие модели, как традиционная, эзотерическая (педагогика идеала), эгалитарная (массовое образование), элитарная, модель непрерывного образования и др.

В ХХ веке из «храма науки» университет постепенно превращается в «фабрику» по производству чиновников. Так, в 1920-е годы основной функцией системы европейского и американского высшего образования становится подготовка компетентной бизнес- и политической элиты. Эта либеральная модель высшей школы, по мнению Д. Белла, соответствовала прагматическим либеральным ценностям постиндустриального общества. Во второй половине ХХ века на основе идей «академического капитализма» в США формируется модель профессионально ориентированного, коммерческого университета, ориентированного на рынок и эффективный менеджмент (с конкуренцией преподавателей за «вешние доллары»), который мало отличается от коммерческих корпораций [3, с. 152–154].

Для Цитирования:
Гнатюк Ольга Леонидовна, От гумбольдтовской до рыночной модели высшего образования: модернизация или кризис?. Ученый совет. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: