По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пушкинский музей хорошо известен в России и в мире своими коллекциями живописи. Однако фонды западноевропейской и русской графики широкому зрителю знакомы гораздо меньше. Между тем богатейшее собрание рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина имеет полуторавековую историю, в которой тесно переплелись судьбы самых разных коллекций, и является одним из крупнейших российских собраний графики, наряду с коллекциями Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Оно насчитывает около 27 000 рисунков, относящихся к разным национальным школам, и охватывает все наиболее значимые периоды истории искусства. В основу фонда легло собрание Гравюрного кабинета Румянцевского музея. Затем он систематически пополнялся за счет даров, приобретений, передач из других музеев и государственных учреждений.

Выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», которая проходит по 21 июня 2020 года, имеет цель — представить публике, пусть и далекий от полноты, все же целостный образ собрания рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отбирая экспонаты, кураторы не стремились выстроить некую модель московской коллекции в миниатюре, с сохранением пропорций и соотношений между ее частями и разделами. Отбор определялся желанием представить по возможности связную историю европейского рисунка на протяжении пяти столетий с опорой на самые сильные стороны собрания Пушкинского музея.

Экспозиция организована по хронологическому принципу, выставку открывают графические работы художников ранней немецкой школы, среди которых представлены листы Альбрехта Дюрера и итальянских авторов Ренессанса, маньеризма и барокко (В. Карпаччо, Веронезе, Пармиджанино, Д.Л. Бернини и др). Второй раздел посвящен произведениям, созданным в XVII столетии в Голландии, Фландрии и Франции (Рембрандт, П.П. Рубенс, Н. Пуссен и др.), третий — искусству рисунка XVIII века во Франции и Италии (А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонар, Г. Робер, Ж.-Б. Грёз, Ж.-Л. Давид, Дж.Б. Тьеполо и др.). Далее представлены самые разные явления истории рисунка XIX века в Германии, Франции и России — от романтизма до импрессионизма и символизма (К.Д. Фридрих, Э. Делакруа, К. Брюллов, Ж.-О.-Д. Энгр, Ж.-Б. К. Коро, О. Домье, А. фон Менцель, Э. Дега, П.-О. Ренуар, В. ван Гог, А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, О. Редон, М. Врубель и др.). Начиная с XIX века, работы русских рисовальщиков показываются на выставке рядом с произведениями западных мастеров, демонстрируя их интегрированность в общий контекст европейского искусства. Кроме того, в этом разделе экспонируется единственная в российских музеях графическая работа Винсента ван Гога — «Портрет молодой девушки», который соотносится с живописным портретом, известным под названием «Мусме» и хранящимся в Национальной галерее Вашингтона.

Для Цитирования:
От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: