Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении было подписано главами транспортных министерств двух стран 8 июня прошлого года в ходе визита президента России Владимира Путина в КНР. Предполагается, что подписание межправительственного соглашения с Китаем о международном автомобильном сообщении кардинально изменит рынок грузоперевозок между нашими странами.
Документ позволяет отказаться от маршрутного принципа, который разрешает перевозку только между заранее согласованными точками и только в приграничной зоне. По мнению экспертов, новое соглашение станет драйвером развития российско-китайских автомобильных грузоперевозок.
Перевозчики обоих государств получат возможность свободного паритетного передвижения по территории России и Китая до любого города соответственно. Основной принцип автоперевозок — «от двери до двери» — заработает в полную меру. Грузопоток между Россией и КНР значительно вырастет, а применение книжки МДП с учетом того, что Китай присоединился к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением Carnet TIR, упростит пересечение российскокитайской границы и позволит перевозчику выбрать удобный для разгрузки таможенный склад. При этом внутренний рынок грузоперевозок остается защищенным для национальных перевозчиков за счет запрета каботажных перевозок.
До недавнего времени автомобильный грузооборот между Россией и Китаем регулировался межправительственным соглашением, подписанным в 1992 г. Обсуждение нового двустороннего соглашения об автомобильных грузоперевозках началось в 2017 г.
Движение было ограничено только приграничной территорией, до 30 км вглубь государств. Но за прошедшие с тех пор годы в отношениях между странами произошло немало перемен, которые в 2017 г. подвели вплотную к обсуждению новых механизмов взаимодействия. Проект нового соглашения Министерства транспорта КНР и РФ согласовали к марту 2018 г.