Поскольку спрос в начале 1990-х гг. в России формировался там, где безопасность была наиболее животрепещущей проблемой, то и предложение состояло из программных продуктов, привязанных к определенной отрасли.
Например, в авиакомпаниях гражданской авиации России с начала 1990-х гг. получили широкое распространение информационно-управляющие системы (ИУС): «ЭРЛАН-1» (сейчас это новая версия – «ЭРЛАН-2»); «РУСЛАН»; «ТРИАДА»; «Авиакомпания» (или «Аэро бит») и др. Целью их создания было информационное обеспечение технической эксплуатации и ремонта воздушных судов (ТОиР ВС), включая создание информационного образа ВС, моделей процессов ТОиР, анализ эксплуатации ВС и создания информационной базы для принятия решений. Отдельно следует отметить информационно-аналитическую систему мониторинга летной годности ВС (первоначальное название – «ИКАР»), разработанную и поддерживаемую Информационно-аналитическим центром Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации в рамках системы государственного контроля и регулирования процессов сервисного сопровождения эксплуатации авиационной техники в задачах поддержания летной годности.
Внедрение упомянутых систем в отрасли курировал департамент воздушного транспорта Минтранса РФ (в настоящее время – Федераль ное агентство воздуш ного транс порта, «Росавиация»).
В 1992 г. научно-производственное предприятие «СпецТек» начало продажи норвежской системы «AMOS-D» (операционная среда – MS-DOS), а позднее «AMOS for Windows», ориентированной на потребности ТОиР судоходства. Пожалуй, на тот момент это был первый на российском ИТ-рынке продукт в классе систем ТОиР, распространяемый на рыночной основе.
Заказчиками наших первых проектов, реализованных в 1992–1996 гг., были судоходные компании. Предприятия этой отрасли традиционно работают в условиях жестких требований к безопасности эксплуатации судов, установленных международными конвенциями по мореплаванию и за нарушение которых предусмотрены серьезные санкции. В этой связи информационная поддержка процессов эксплуатации, в том числе ТОиР, для таких компаний очень важна. Так, нашими заказчиками стали судоходные компании Unicom (1992 г.), SAF Marine (1993 г.), ОАО «Новороссийское морское пароходство» (1995 г.), ОАО «Приморское морское пароходство» (1996 г.) и др.