(Статья поступила 05.10.2024)
Имеющий уши слышать, да слышит.
Имеющий глаза видеть, да видит.
В XXI в. человечество вступило в полной уверенности в своем могуществе и всесилии под лозунгом: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача». Мы не будем приводить цифры, подтверждающие характер насилия ослепленного жаждой наживы «человека экономического» [9] над экосистемой. Для этого есть специальные статьи и книги авторитетов от экономики. Мы же обратим внимание на состояние общественного сознания и на мировоззрение современного человека, но не в контексте философском, а в контексте отношения человечества к событиям исторической памяти. Около 150 лет тому назад на фоне бурного технологического перевооружения человечества были написаны строки, описывающие состояние общественного сознания конца XIX в.: «С одной стороны, лишенное духовности, догматическое, очень часто развращенное духовенство; уйма сект и три воюющие между собой великие религии; разногласия вместо единения, догматы без доказательств, любящие сенсацию проповедники, ищущие богатства и удовольствий прихожане, лицемерие и ханжество, порожденные тираническими крайностями в требованиях приличия, респектабельности господствующих взглядов — искренность и действительность благочестия становятся исключениями.
С другой стороны, научные гипотезы, построенные на песке; нет ни одного вопроса, по которому достигнуто согласие; ярые ссоры и зависть; общее течение в материализм. Схватка насмерть между наукой и теологией за непогрешимость — вековой конфликт...
Между этими двумя столкнувшимися титанами — наукой и теологией — находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры» [10].
Что изменилось за 150 лет?