По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-4-2008-06

От агитационной сельскохозяйственной выставки к современному выставочно-мемориальному комплексу ВДНХ

Балашов И.В. профессор кафедры основ архитектуры E-mail: balashovivan@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Левенцева Е.Н. ст. преподаватель кафедры основ архитектуры E-mail: sekretsv@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Краева А.А. ст. преподаватель кафедры основ архитектуры E-mail: k-aleksandra15@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье предлагается анализ истории Выставки достижений народного хозяйства, которая изначально была создана как агитационная сельскохозяйственная выставка, преодолела несколько этапов развития и сегодня продолжает играть немаловажную роль в жизни страны. Возникшая как город-мечта, воплотившая в себе неисполнимый образ грядущего изобилия и счастья, она отразила научные и технические достижения разных эпох, стала площадкой синтеза искусств, где апробировались многие художественные, градостроительные, технические и научные идеи. В статье приводятся примеры образцов сталинского архитектурного стиля и плана монументальной пропаганды, сделан акцент на том, что территория выставки сохранила осколки идеальной советской деревни, машиностроительной станции, животноводческого городка и мичуринских садов.

Литература:

1. Балашов И. В., Балашова Е. И. Русский дом как символ мироздания, Образ Родины: содержание, формирование, актуализация // Сборник материалов III Международной научной конференции. — М.: МХПИ, 2019. — 605 с.

2. Балашов И. В., Левенцева Е. Н., Краева А. А. Возможности пластического языка дизайна как одного из элементов окружающей среды, Землеустроительное образование и наука: из XVIII в XXI век // Сборник материалов Международного научнопрактического форума, посвященного 240‑летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. — М., 2019. — 508 с.

3. Занегина А. Б., Жовнерчук Н. Н. Ландшафтотерапия в городе. Городские факторы, влияющие на здоровье человека // Вестник науки. — 2019. — Т. 2. — №12 (21).

4. Левенцева Е. Н. Формирование патриотического воспитания пластическим языком дизайна. Образ Родины: содержание, формирование, актуализации // Сборник материалов III Международной научной конференции. — М.: МХПИ, 2019. — 605 с.

5. Пакунова Т. А., Миронова Е. И. Иван Александрович Фомин — архитектор здания Московского института землеустройства. Землеустроительное образование и наука: из XVIII в XXI век // Сборник материалов Международного научно‑практического форума, посвященного 240‑летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. — М., 2019. — 508 с.

6. Чубаров С. Г. Скульптура как вид изобразительного искусства. Землеустроительное образование и наука: из XVIII в XXI век // Сборник материалов Международного научно‑практического форума, посвященного 240‑летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. — М., 2019. — 508 с.

«На международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе и единству и приведет их к победе», — так охарактеризовал монументальную скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» французский писатель Ромен Роллан. Этот необыкновенно выразительный памятник стал частью Советского павильона, представленного на Парижской выставке в 1937 г., а затем был демонтирован и установлен перед главным входом на ВДНХ.

Термин «монументальность» происходит от латинского слова «monere», имеющее многогранное значение — «внушать», «воодушевлять», «предвещать». Производным от этого слова может служить существительное «monumentum» — памятник, сооружение в честь какого‑либо события. Как обобщающее понятие термин «монументальное искусство» получил распространение сравнительно недавно, лишь на рубеже XIX–XX вв., хотя известно, что та область пластических искусств, которая под ним подразумевается, принадлежит к древнейшим проявлениям художественного творчества и получила высочайшее развитие уже на ранних стадиях человеческой цивилизации. Объясняется это тем, что в данном случае мы имеем дело не с умозрительным, а с конкретным понятием: монументальное искусство существует не вообще, а в таких своих выражениях, как архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельефы, настенная живопись, мозаика, витраж, резьба и т.д. Этот вид искусства рождается на пересечении всех пластических искусств, начиная с архитектуры и заканчивая декоративно-прикладным и вбирает в себя из каждого лишь те их жанры, которые способствуют осуществлению главной цели монументального искусства — формированию реальной среды.

К монументальному искусству принято относить разделы архитектуры, связанные с созданием символико-репрезентативных сооружений, рассчитанных на большие пространства городских площадей и парков или входящих в ансамбль архитектурных сооружений. Это можно сказать и о живописи, и о декоративноприкладном искусстве. В монументальное же искусство входят лишь те его отрасли, которые сориентированы на объединение с архитектурой и другими пластическими искусствами для создания единого целостного ансамбля, выражающего дух и характер своей эпохи. Именно это качество — соотношение данного произведения с определенным местоположением в архитектуре — и лежит в основе жанровой классификации в монументальном искусстве. Оно по природе своей синтетично: ни архитектура, ни скульптура, ни живопись — обычно не выступают без поддержки других искусств. Памятник на площади, роспись и мозаика на фасаде или в интерьере, как правило, бывают рассчитаны на восприятие и издалека, и вблизи. При их создании учитываются возможности как быстрого охватывания взглядом произведения в целом, так и неторопливого рассматривания его вблизи.

Для Цитирования:
Балашов И.В., Левенцева Е.Н., Краева А.А., От агитационной сельскохозяйственной выставки к современному выставочно-мемориальному комплексу ВДНХ. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: