По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Осуществление оценки запасов в рамках нового федерального стандарта бухгалтерского учета для некоммерческих и коммерческих учреждений

Данная статья посвящена исследованию новых требований к оценке запасов некоммерческих и коммерческих организаций, установленных проектом федерального стандарта бухучета «Запасы». В рамках исследования рассмотрена терминология стандарта, проанализированы новые правила оценки запасов, проведено сравнение с актуальными нормативными документами, определены проблемные вопросы и предложены варианты их решения.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193532/ (дата обращения: 04.04.2018).

2. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_29165/ (дата обращения: 04.04.2018).

3. Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_32619/ (дата обращения: 04.04.2018).

4. Приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016–2018 гг.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_198671/ (дата обращения: 04.04.2018).

5. Проект Приказа Минфина России «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Запасы”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfi n.ru/ru/ document/?id_4=116062 (дата обращения: 04.04.2018).

6. Дружиловская Т.Ю. К вопросу о соотношении понятий «затраты» и «расходы» // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. — 2007. — № 2. — С. 28–30.

7. Дружиловская Т.Ю. Признание, оценка и учет запасов по российским и международным стандартам // Бухгалтерский учет. — 2006. — № 1. — С. 57–62.

8. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Коршунова Т.Н. Исторические аспекты формирования требований к учетной политике и оценке объектов учета // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 18. — С. 10–22.

9. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Совершенствование бухгалтерского учета обязательств по налогу на прибыль в России и сближение его с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 28. — С. 2–11.

10. Дружиловская Э.С. Новый этап реформирования бухгалтерского учета в России // Бухгалтер и закон. — 2014. — № 3. — С. 2–13.

11. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 45. — С. 38–56.

12. Дружиловская Э.С. Современный взгляд на историю оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2010. — № 5–1. — С. 270–276.

13. Панкова С.В., Туякова З.С. Развитие теории оценки персоналистической и институалистской школами бухгалтерского учета США и Англии // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2006. — № 8. — С. 295–302.

14. Рожнова О.В. Консолидированная отчетность: история развития // Вестник ИПБ России (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2009. — № 1. — С. 32–37.

15. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Пути повышения транспарентности компаний // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. — 2011. — № 3. — С. 74–79.

16. Туякова З.С. Справедливая стоимость в системе рыночной оценки объектов бухгалтерского учета // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2006. — № 9. — С. 199–205.

Процесс оценки запасов имеет большое значение для деятельности государственных и коммерческих организаций и в то же время является сложностью для отражения в бухучете из-за отсутствия четкого регламента произведения оценки. Решить данную проблему может новый федеральный стандарт бухучета «Запасы», разработанный в рамках Программы внедрения федеральных стандартов бухучета на 2016–2018 годы. В рамках данного исследования был проведен анализ положений проекта этого федерального стандарта. На основании анализа положений стандарта сделан следующий вывод: стандарт является частью программы сближения бухучета в государственном и коммерческом секторе, большинство правил оценки запасов являются идентичными для обоих секторов.

Главные различия заключаются в способе получения организацией запасов для последующего определения оценки и в общем подходе к оценке в последующем учете. Первое различие обусловлено организационными и структурными особенностями этих организаций, и полностью оправданно. Объяснение для различий, наблюдаемых во втором случае, в рамках данного исследования обнаружено не было.

Прежде чем приступать к изучению особенностей механизма оценки запасов, необходимо изучить требования и терминологию стандарта.

В рамках действующих нормативных актов материально-производственные запасы оформляются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. Новый стандарт вводит замену такой формулировке, вместо этого термина в его положениях используется термин «себестоимость».

Под себестоимостью подразумевается сумма фактических затрат, которые учреждение понесло для дальнейшего получения экономической прибыли от использования этих запасов. Термин «себестоимость» в большей степени выражает экономическую сущность этого процесса, запасы могут оцениваться не только по фактической, но и по нормативной себестоимости.

Однако существуют механизмы получения запасов, при которых учреждение не несет никаких расходов, например при получении запасов в качестве целевого финансирования из бюджета или на безвозмездной основе. В таком случае определить себестоимость запасов не представляется возможным, а потому наиболее оптимальным вариантом для нового федерального стандарта было бы использование еще более широкого понятия «оценка при признании». В разделе, который регламентирует правила определения себестоимости запасов, вместо термина «себестоимость» используется термин «оценка при признании». Предполагается, что в части определения основных терминов федерального стандарта еще могут быть внесены изменения.

Для Цитирования:
Ковалев П.И., Осуществление оценки запасов в рамках нового федерального стандарта бухгалтерского учета для некоммерческих и коммерческих учреждений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: