Статья поступила 12.05.2025.
Статья одобрена к публикации 22.05.2025.
На страницах романов В.В. Набокова встречаем имена Ф. Гойи, Рембрандта («Камера обскура»), С. Боттичелли («Лолита»), а в его повествование так или иначе вторгаются, образуя реминисцентный слой, образы и сюжеты полотен художников (например, сюжет «Рождения Венеры» Боттичелли в «Лолите»). Однако самому писателю не суждено было сделаться живописцем, несмотря на то что рисованию его обучал сам М.В. Добужинский. И хотя впоследствии Набоков уверял, что художник считал его безнадежнейшим из своих учеников [Бойд, 2010, 126], тем не менее он с благодарностью вспоминал о периоде своего обучения живописной технике: «Добужинский <...> учил меня находить соотношения между тонкими ветвями голого дерева, извлекая из этих соотношений важный, драгоценный узор...» [Набоков, 2002, 83]. Приобретенные навыки пригодились Набокову для живописи словесной, а творческий диалог с мастерами европейской живописи можно проследить по его произведениям. Упоминания о картине А. Бёклина обнаруживаем в его романах берлинского периода творчества «Машенька» (1926) и «Отчаяние» (1934).
Принимаем во внимание то обстоятельство, что писатель негативно отзывался о художнике, называя его полотна иллюстрацией пошлости, а вкус почитателей — мещанским; вероятно, следовал в том числе, как и многие другие его современники, оценке А. Жида, в 1920-е гг. громогласно объявившего Бёклина выскочкой, стремящимся удовлетворять вкусы буржуазной публики [Федотова, 2001].
Швейцарский живописец, график и скульптор А. Бёклин, автор полотен «Тритон и Нереида» (1873–1875), «Одиссей и Калипсо» (1883), «Охота Дианы» (1896), «Война» (1896), «Чума» (1898) и др., в жанре символического пейзажа изображал таинственный мир мечты: его полотна наполнены не поддающимися однозначному толкованию фантастическими сценами с участием мифологических персонажей [Andree, 1977]. Упрощенная композиция монументальных и эксцентричных по форме полотен сочетается у Бёклина с мощным, режущим глаз колоритом, отличающимся богатой разработкой тональных градаций света. Вероятно, и по этой причине тоже художник именовал свои работы «картинами грез» [Федотова, 2001].