По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394(94) DOI:10.33920/nik-01-2506-01

«Остров мертвых» А. Бёклина в романах В.В. Набокова «Машенька» и «Отчаяние»

Кузьмина Екатерина Вячеславовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, E-mail: korneta2288@yandex.ru, ORCID: 0009-0000-9014-7046

Данная статья посвящена анализу функционирования известной картины швейцарского живописца Арнольда Бёклина «Остров мертвых» (1880–1886; 1901) в пространстве двух романов В.В. Набокова берлинского периода творчества — «Машенька» и «Отчаяние». На страницах произведений Набокова встречаем имена многих художников (сам писатель учился живописи у М.В. Добужинского), в его повествование вторгаются образы и сюжеты их полотен. Принимаем во внимание то, что Набоков негативно высказывался о картине «Остров мертвых», полагая ее «иллюстрацией пошлости», но отдавая себе отчет в том, что полотно давно сделалось фактом массовой культуры. Тем не менее, используя в романах «Машенька» и «Отчаяние» образность полотна, Набоков абстрагируется от штампованного, как ему представляется, сюжета и проникает в суть картины. Он трансформирует и по-своему интерпретирует ее идею, инкорпорирует в пространство своих текстов ее детали и атмосферу, подробно воссоздает контекст, связанный с бытованием «Острова» в культуре.

Литература:

1. Аграновская М. Арнольд Бёклин. «Остров мертвых» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.maranat.de/agr_02_10.html (дата обращения: 15.04.2025).

2. Асварищ Б.И. «Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклинов // В диапазоне гуманитарного знания. Серия «Мыслители», вып. 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 386–390.

3. Бойд Б. Владимир Набоков. Русские годы: биография. — СПб.: Симпозиум, 2010. — 695 с.

4. Ильф И., Петров Е. Собр. соч. в 5 т. — М.: Гослитиздат, 1961. — Т. 1.

5. Маяковский В.В. Про это / В.В. Маяковский. Полное собрание сочинений: в 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955–1961. Т. 4. Стихотворения 1922 года, поэмы, агитлубки и очерки 1922–1923 годов. — 1957. — С. 135–284.

6. Набоков В.В. Собр. соч. рус. периода: в 5 т. — СПб.: Симпозиум, 1999–2009. Т. 2. 1926–1930. Машенька. Король, дама, валет. Защита Лужина. Рассказы. Стихотворения. Драма. Эссе. Рецензии. — 2009. — 780 с.

7. Набоков В.В. Собр. соч. рус. периода: в 5 т. — СПб.: Симпозиум, 1999–2009. Т. 3. 1930–1934. Соглядатай. Подвиг. Камера обскура. Отчаяние. Рассказы. Стихотворения. Эссе. Рецензии. — 2006. — 838 с.

8. Набоков В.В. Другие берега. — СПб.: Азбука, 2002.

9. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. — 4-е изд. — М.: URSS, 2012. — 280 с.

10. Федотова Е.Д. Арнольд Бёклин. — М.: Белый город, 2001.

11. Яновский А. О романе Набокова «Машенька» // В.В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке рус. и зарубеж. мыслителей и исследователей: Антология. — СПб.: РХГИ, 1997. — 973 с. — C. 842–850.

12. Andree R. Arnold Böcklin. Die Gemalde. Zurich, Basel, Munchen, 1977, Nr. 343–347.

1. Agranovskaya M. Arnold Beklin. “Island of the Dead” [Electronic resource]. URL: http:// www.maranat.de/agr_02_10.html (Accessed 15.04.2025).

2. Asvarishch B.I. “The Island of the Dead” by Arnold and Carlo Beklin // In the range of humanitarian knowledge. The Thinkers Series, issue 4. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 2001. Р. 386–390.

3. Boyd B. Vladimir Nabokov. The Russian Years: a biography. St. Petersburg: Symposium, 2010. 695 p.

4. Ilf I., Petrov E. Collected works in 5 volumes. Moscow: Goslitizdat, 1961. Vol. 1.

5. Mayakovsky V.V. About this // Mayakovsky V.V. Complete works: In 13 volumes / USSR Academy of Sciences. Gorky Institute of World Literature. Moscow: State Publishing House of Art. lit., 1955–1961. Vol. 4. Poems of 1922, poems, propaganda and essays of 1922–1923. 1957. Р. 135–284.

6. Nabokov V.V. Collected works of the Russian period: In 5 volumes. St. Petersburg: Symposium, 1999–2009. Vol. 2. 1926–1930. Masha; The King, the Queen, the Jack; The Defense of Luzhin; Short stories; Poems; Drama; Essays. Reviews. 2009. 780 p.

7. Nabokov V.V. Collected works of the Russian period: In 5 volumes. St. Petersburg: Symposium, 1999–2009. Vol. 3. 1930–1934. The Spy; Feat; Camera obscura; Despair; Stories; Poems; Essays. Reviews. 2006. 838 p.

8. Nabokov V.V. Other shores. St. Petersburg: ABC, 2002.

9. Fateeva N.A. Counterpoint of intertextuality, or intertext in the world of texts. 4th ed., Moscow: URSS, 2012. 280 p.

10. Fedotova E.D. Arnold Beklin. Moscow: Bely Gorod, 2001.

11. Yanovsky A. About Nabokov's novel “Masha” // V.V. Nabokov: pro et contra: The personality and creativity of Vladimir Nabokov in the assessment of Russia and abroad. Thinkers and Researchers: An Anthology. St. Petersburg: RHGI, 1997. 973 p. Р. 842–850.

12. Andree R. Arnold Böcklin. Arnold Böcklin. The Painted. Zurich, Basel, Munich, 1977, No. 343–347.

Статья поступила 12.05.2025.

Статья одобрена к публикации 22.05.2025.

На страницах романов В.В. Набокова встречаем имена Ф. Гойи, Рембрандта («Камера обскура»), С. Боттичелли («Лолита»), а в его повествование так или иначе вторгаются, образуя реминисцентный слой, образы и сюжеты полотен художников (например, сюжет «Рождения Венеры» Боттичелли в «Лолите»). Однако самому писателю не суждено было сделаться живописцем, несмотря на то что рисованию его обучал сам М.В. Добужинский. И хотя впоследствии Набоков уверял, что художник считал его безнадежнейшим из своих учеников [Бойд, 2010, 126], тем не менее он с благодарностью вспоминал о периоде своего обучения живописной технике: «Добужинский <...> учил меня находить соотношения между тонкими ветвями голого дерева, извлекая из этих соотношений важный, драгоценный узор...» [Набоков, 2002, 83]. Приобретенные навыки пригодились Набокову для живописи словесной, а творческий диалог с мастерами европейской живописи можно проследить по его произведениям. Упоминания о картине А. Бёклина обнаруживаем в его романах берлинского периода творчества «Машенька» (1926) и «Отчаяние» (1934).

Принимаем во внимание то обстоятельство, что писатель негативно отзывался о художнике, называя его полотна иллюстрацией пошлости, а вкус почитателей — мещанским; вероятно, следовал в том числе, как и многие другие его современники, оценке А. Жида, в 1920-е гг. громогласно объявившего Бёклина выскочкой, стремящимся удовлетворять вкусы буржуазной публики [Федотова, 2001].

Швейцарский живописец, график и скульптор А. Бёклин, автор полотен «Тритон и Нереида» (1873–1875), «Одиссей и Калипсо» (1883), «Охота Дианы» (1896), «Война» (1896), «Чума» (1898) и др., в жанре символического пейзажа изображал таинственный мир мечты: его полотна наполнены не поддающимися однозначному толкованию фантастическими сценами с участием мифологических персонажей [Andree, 1977]. Упрощенная композиция монументальных и эксцентричных по форме полотен сочетается у Бёклина с мощным, режущим глаз колоритом, отличающимся богатой разработкой тональных градаций света. Вероятно, и по этой причине тоже художник именовал свои работы «картинами грез» [Федотова, 2001].

Для Цитирования:
Кузьмина Екатерина Вячеславовна, «Остров мертвых» А. Бёклина в романах В.В. Набокова «Машенька» и «Отчаяние». Вопросы культурологии. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: