По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Остаться во времени

В нынешнем сентябре замечательному художнику, скульптору Вячеславу Валентиновичу Почечуеву (1937–2002) исполнилось бы 80 лет. О творческом пути мастера, известного художника-карикатуриста, автора потрясающих деревянных скульптур рассказывает его вдова Наталья Киселева.

Юбилейную дату решили отметить персональными выставками почти все музеи, в которых находятся работы мастера — карикатуры и творения из дерева: Государственный Дарвиновский музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Тверской государственный объединенный музей. Государственный Дарвиновский музей выставку произведений назвал «Неуемный Дон Кихот».

А Московский музей М.А. Булгакова этой весной (да и летом) знакомил посетителей со своей новой экспозицией «Иван Васильевич возвращается», на которой была представлена и трудовая книжка Почечуева.

Кроме записи, имеющей непосредственное отношение к этому факту (работа на «Мосфильме»), в трудовой Почечуева оказалось еще 48 записей, фиксирующих даты поступления на службу и увольнений.

Все объяснялось просто: в штатных расписаниях предприятий, принимающих на службу Почечуева, не было должности «художник», вот и брали его на любую свободную ставку. Он расписывал театр Дурова, а числился пожарным. Создавал «Сказочный городок» для детворы города Ленинска-Кузнецкого, а зарплату получал как шахтер. И не один и не два Дома культуры в Подмосковье украсили художества «уборщицы» по фамилии Почечуев. Он охотно брался за любой проект, связанный с любимой профессией. Но, как признавался сам, прежде всего он был, конечно, скульптор, ваяющий из дерева.

Вячеслав, размышляя о своем месте на нашей земле, пожалуй, очень точно говорил об истоках дарованного ему свыше призвания: «Я, конечно же, человек русский. Оттого, наверное, так и люблю дерево. Его мощные стволы будто символ нашей мощи. В его таинственных наростах легко угадывается загадочность русской души. В дереве — живое начало, за которым ты идешь…»

Работать в жанре деревянной скульптуры Вячеслав начал в конце 1960-х годов на Камчатке. Москвич, преуспевающий в ту пору график-карикатурист, он устроился рабочим в крошечную геологическую партию и уехал из столицы так далеко, чтобы почувствовать вкус подлинной свободы. Именно здесь суждено ему было встретиться с удивительным деревом — «каменной» березой, немыслимые изгибы ветвей которой и причудливые наросты потрясли во ображение художника, подсказав новую стезю творчества.

Для Цитирования:
Наталья Киселева, Фото предоставлены автором, Остаться во времени. Дом культуры. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: