Известно, что сельскохозяйственные машины состоят из большого количества деталей и, соответственно, характеризуются большим количеством ресурсных параметров, различных по природе, а при количественной оценке значений этих величин целесообразно приводить их к какой‑либо одной величине [1–5]. Наиболее подходящей и универсальной величиной для оценки остаточного ресурса детали/узла/механизма будет являться наработка, измеряемая в наработанных мото-часах или в километрах прошедшего пути [6, 7].
Так как данные о контролируемых параметрах нужно обрабатывать методами математического анализа и статистической обработки данных, а также предполагается обрабатывать большой массив данных с помощью современной вычислительной техники с использованием компьютерных языков программирования, то для информативности работы со значениями контролируемых параметров целесообразно представить значения контролируемых параметров в относительном виде. Остаточный ресурс можно показать в виде оставшейся наработки.
Остаточный ресурс δTОСТ тогда будет представлен в виде зависимости
где t — наработка от начала эксплуатации до момента фиксации текущего значения контролируемого параметра (в мото-ч или км пробега);
— относительное текущее значение контролируемого параметра.
Как отмечалось, система или ее элемент, выполняя определенные функции, характеризуются параметрами технического состояния (ПТС), которые имеют определенные закономерности изменения, изучаемые в теории надежности. Оценка и прогнозирование показателей надежности по ПТС основываются на том, что они имеют тесную корреляционную связь с наработкой изделия [8].
Известно, что изменение параметров U (t) состояния элементов сельскохозяйственной техники за наработку t в большинстве случаев описывается степенной функцией вида [9]:
где v — случайная величина, характеризующая интенсивность изменения параметра;
t — наработка (например, наработку сельскохозяйственных машин принято измерять в мото-ч);