По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.173

Остаточный ресурс деталей машин

Костомахин М.Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Москва, e-mail: redizdat@mail.ru
Воронов А.Н. соискатель, Лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики сельскохозяйственной техники, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Москва, e-mail: gosniti@bk.ru

При расчете остаточного ресурса деталей машин целесообразно использовать относительное значение остаточного ресурса, так как вычисление относительного значения позволяет получить безразмерную величину для получения относительной обобщенной оценки остаточного ресурса основных узлов и агрегатов сложных машин, а также групп одноименных деталей.

Литература:

1. Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 335 с.

2. Рабинович А.Ш., Сельцер А.А., Шаровский А.А. Методические указания по оценке, прогнозированию и нормированию ресурса и безотказности сельскохозяйственной техники. — М.: ГОСНИТИ, 1975. — 272 с.

3. ГОСТ 27.301–95. Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения. — Взамен ГОСТ 27.410–87; введ. 1997‑01‑01. — М.: Госстандарт РОССИИ; Изд-во стандартов, 1996. — 19 с.

4. Проников А.С. Надежность машин. — М.: Машиностроение, 1978. — 592 с.

5. Пучин Е.А. Основы теории надежности и диагностики технических систем. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. — 182 с.

6. Дунаев А.В., Костомахин М.Н. Перспективы оптимизации периодичности обслуживания машин, оснащенных бортовыми системами контроля // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: ИД ПАНОРАМА, 2016. — № 2. — С. 15–20.

7. Соломашкин А.А. Параметры технического состояния деталей машин // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2014. — Т. 116. — С. 114–118.

8. Строгонов А., Жаднов А., Полесский С. Обзор программных комплексов по расчету надежности сложных технических систем // Компоненты и технологии. — СПб.: Файнстрит, 2007. — № 5. — С. 183–190.

9. Северный А.Э., Буклагин Д.С., Михлин В.М., Голубев И. Г., Колчин А.В., Белый И.Ф., Горячев С.А. Руководство по техническому диагностированию при техническом обслуживании и ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2001. — 252 с.

10. Скибневский К.Ю. Принципы оптимизации номенклатуры структурных параметров и диагностичекой информации // Труды ГОСНИТИ. — М., 1985. — Т. 75. — С. 90–103.

Известно, что сельскохозяйственные машины состоят из большого количества деталей и, соответственно, характеризуются большим количеством ресурсных параметров, различных по природе, а при количественной оценке значений этих величин целесообразно приводить их к какой‑либо одной величине [1–5]. Наиболее подходящей и универсальной величиной для оценки остаточного ресурса детали/узла/механизма будет являться наработка, измеряемая в наработанных мото-часах или в километрах прошедшего пути [6, 7].

Так как данные о контролируемых параметрах нужно обрабатывать методами математического анализа и статистической обработки данных, а также предполагается обрабатывать большой массив данных с помощью современной вычислительной техники с использованием компьютерных языков программирования, то для информативности работы со значениями контролируемых параметров целесообразно представить значения контролируемых параметров в относительном виде. Остаточный ресурс можно показать в виде оставшейся наработки.

Остаточный ресурс δTОСТ тогда будет представлен в виде зависимости

где t — наработка от начала эксплуатации до момента фиксации текущего значения контролируемого параметра (в мото-ч или км пробега);

— относительное текущее значение контролируемого параметра.

Как отмечалось, система или ее элемент, выполняя определенные функции, характеризуются параметрами технического состояния (ПТС), которые имеют определенные закономерности изменения, изучаемые в теории надежности. Оценка и прогнозирование показателей надежности по ПТС основываются на том, что они имеют тесную корреляционную связь с наработкой изделия [8].

Известно, что изменение параметров U (t) состояния элементов сельскохозяйственной техники за наработку t в большинстве случаев описывается степенной функцией вида [9]:

где v — случайная величина, характеризующая интенсивность изменения параметра;

t — наработка (например, наработку сельскохозяйственных машин принято измерять в мото-ч);

Для Цитирования:
Костомахин М.Н., Воронов А.Н., Остаточный ресурс деталей машин. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: