Особые экономические зоны были созданы в России значительно позже, чем в других странах мира, в качестве направления экономического развития и региональной интеграции. Среди всех масштабных проектов России особые экономические зоны выделяются своей глобальностью и комплексной целью ускоренного экономического роста страны путем привлечения частных инвестиций от отечественных участников рынка и зарубежных компаний.
Стоит отметить, что деятельность особых экономических зон в России остается неоднозначной, что вызывает тематические дискуссии по поводу создания, эффективности и их перспектив дальнейшего развития. Перед тем как проанализировать состояние ОЭЗ на данном этапе, необходимо определить проблемы, с которыми встретилась российская практика.
Уже после распада Советского Союза российское правительство решило использовать ОЭЗ в целях либерализации рынка и ускоренного перехода своей экономики к рыночной. В 1992 г. указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» началась активная работа в этом направлении [1–3].
В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Но изначально деятельность ОЭЗ не принесла никаких положительных результатов. Среди основных причин стоит отметить слабую правовую законодательную базу (отсутствие унифицированного нормативно-правого регулирования деятельности ОЭЗ в области валютного контроля, таможенного дела и т. д.); слаборазвитую инфраструктуру; высокий уровень коррупции и криминогенной обстановки; геополитическую нестабильность из-за многочисленных экономических кризисов.
Спустя 10 лет деятельность ОЭЗ Калининградской области вновь была возобновлена. В 2006 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», определяя особый статус данной зоны со сроком на 25 лет. Позднее Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 этот срок был продлен еще на 14 лет.