По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особые экономические зоны России на современном этапе

Прикладова А. А. канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», E-mail: prikladova.a.a@rea.ru
Паскарь А. магистр, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», E-mail: alekseypaskar@yahoo.com

В статье анализирована текущая динамика деятельности особых экономических зон (ОЭЗ) Российской Федерации в контексте региональной интеграции и предпринята попытка оценки их эффективности в привлечении иностранного капитала. Соавторами применялись методы статистического и экономико-математического методов анализа.

Литература:

1. Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9010/.

2. Федеральный закон 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/.

3. Постановление от 28 сентября 2016 г. № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон» // «Правительство РФ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/Tq 2rMpxuJ3YAh0lRm4AFV0rArSLlDMT p.pdf.

4. Булавко О. А. Особые экономические зоны как катализатор развития российской промышленности // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Т. 10. — № 4. — С. 987–996.

5. Гладков И. С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. — М., 2005. — 438 с.

6. Гладков И. С. Менеджмент. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2016. — 216 с.

7. Гладков И. С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается // Международная торговля и торговая политика. — 2019. — № 1 (17). — С. 60–71.

8. Евстафьева А. Х. Развитие особых экономических зон в условиях обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. — 2020. — № 4-5 (58-59). — С. 225–231.

9. Макаров И. Н., Дробот Е. В., Авцинова А. А., Филоненко Н. Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. — 2019. — № 4. — C. 2953–2964.

10. Бизнес-навигатор: Особые экономические зоны России // Ассоциация кластеров и технопарков России. — 2020 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// www.economy.gov.ru/material/file/5cdf79d1b333894973750b98b4cc 9f10/Business_Navigator_2020.pdf.

11. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/.

Особые экономические зоны были созданы в России значительно позже, чем в других странах мира, в качестве направления экономического развития и региональной интеграции. Среди всех масштабных проектов России особые экономические зоны выделяются своей глобальностью и комплексной целью ускоренного экономического роста страны путем привлечения частных инвестиций от отечественных участников рынка и зарубежных компаний.

Стоит отметить, что деятельность особых экономических зон в России остается неоднозначной, что вызывает тематические дискуссии по поводу создания, эффективности и их перспектив дальнейшего развития. Перед тем как проанализировать состояние ОЭЗ на данном этапе, необходимо определить проблемы, с которыми встретилась российская практика.

Уже после распада Советского Союза российское правительство решило использовать ОЭЗ в целях либерализации рынка и ускоренного перехода своей экономики к рыночной. В 1992 г. указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» началась активная работа в этом направлении [1–3].

В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Но изначально деятельность ОЭЗ не принесла никаких положительных результатов. Среди основных причин стоит отметить слабую правовую законодательную базу (отсутствие унифицированного нормативно-правого регулирования деятельности ОЭЗ в области валютного контроля, таможенного дела и т. д.); слаборазвитую инфраструктуру; высокий уровень коррупции и криминогенной обстановки; геополитическую нестабильность из-за многочисленных экономических кризисов.

Спустя 10 лет деятельность ОЭЗ Калининградской области вновь была возобновлена. В 2006 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», определяя особый статус данной зоны со сроком на 25 лет. Позднее Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 этот срок был продлен еще на 14 лет.

Для Цитирования:
Прикладова А. А., Паскарь А., Особые экономические зоны России на современном этапе. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: