С ростом урбанизации, расширением индустриального производства возникает конфликт интересов сфер промышленности, развития социальной инфраструктуры с интересами сельского хозяйства. Расширение площадей под застройкой неизбежно и необходимо, но должно сопровождаться минимальными потерями для сельскохозяйственного производства, его потенциала. Обеспечивается это административными и экономическими методами государственного регулирования.
В Российской Федерации данный вопрос регулируется с 1971 г. Согласно Земельному кодексу РФСРФ, принятому 01.07.1970 и введенному в действие с 01.01.1971, изъятие особо ценных продуктивных земель, к которым относилась вся пашня (0.01 га и выше), производилось только по решению Правительства РСФСР. В Земельном кодексе РСФСР от 25.04.1991 данная норма обрела более демократичную форму — изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускалось лишь в исключительных случаях, связанных с разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, линейных сооружений при отсутствии других вариантов размещения этих объектов. Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель не допускалось. Перечень участков таких земель устанавливался региональными органами власти.
Помимо императивных норм запрета изъятия земель, в данный период существовал экономический способ защиты продуктивных сельскохозяйственных земель от необоснованного их предоставления для несельскохозяйственных нужд. Ценность данных земель для сельского хозяйства учитывалась в виде возмещения в местные и региональные бюджеты потерь сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения новых или улучшения существующих сельскохозяйственных угодий, повышения плодородия почв, обеспечивающих компенсацию утрачиваемого производственного потенциала в связи с изъятием сельскохозяйственных земель из продуктивного использования.