По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Особо ценные сельскохозяйственные угодья европейской части Российской Федерации. Механизмы регулирования межотраслевого перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Полунин Г.А. д-р экон. наук, заведующий отделом исследования экономических проблем земельных отношений, АПК ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва
Алакоз В.В. академик МАИ, заведующий сектором, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва
Носов С.И. д-р экон. наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, профессор, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г.Москва
Оглезнев А.К. канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва
Бондарев Б.Е. канд. с.‑х. наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, доцент, Российский университет дружбы народов, г. Москва
Черкашин К.И. канд. экон. наук, заведующий сектором, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва

В статье проведен анализ механизмов регулирования межотраслевого перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, применяемых в Российской Федерации и за рубежом. Установлено, что действующие методы выделения особо ценных земель неэффективны, а утрата возмещения потерь сельскохозяйственного производства приводит только к развитию коррупции. Приведены и проанализированы результаты авторских расчетов по определению площадей особо ценных сельскохозяйственных угодий по субъектам пяти федеральных округов европейской части Российской Федерации, охватывающих более половины общего числа субъектов земледельческой зоны страны. Предложен механизм экономического регулирования изменения вида разрешенного использования особо ценных сельскохозяйственных земель.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297‑р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс]: в ред. от 28.08.2014 // СПС Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_127154/

2. Доклад о  состоянии и  использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году. Министерство сельского хозяйство Российской Федерации. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. — 196 с.

3. Полунин Г., Алакоз В., Носов С., Бондарев Б., Оглезнев А. Определение ценности продуктивных сельскохозяйственных земель // АПК: экономика, управление. — 2016. — № 11. — С. 68–76.

4. Волков С.Н., Черкашин К.И. О критериях и порядке отнесения земельных участков к  особо ценным сельскохозяйственным землям // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 1. — С. 6–13.

5. Алакоз В.В., Никонов А.В. Институциональные меры по  повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и их нормативно-правовое обеспечение // Землеустройство, кадастр и  мониторинг земель. — 2014. — № 9. — С. 82–87.

6. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Оглезнев А.К., Бондарев Б.Е. Особо ценные земли Российской Федерации. Вып. 1: Центральный Федеральный округ. Научно-практическое пособие: монография. — М.: ООО «Про-Аппрайзер» Онлайн, 2016. — 96 с.

7. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Оглезнев А.К., Бондарев Б.Е. Особо ценные земли Российской Федерации. Вып. 2: Южный Федеральный округ. Учебно-практическое пособие. — М.: ООО «Про-Аппрайзер», 2017. — 84 с.: ил. — (Серия «Особо ценные земли Российской Федерации»).

8. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Оглезнев А.К., Бондарев Б.Е., Черкашин К.И. Особо ценные земли Российской Федерации. Вып.  3: Приволжский Федеральный округ. Научное и учебно-практическое пособие. — М.: ООО «ПроАппрайзер», 2018. — 114 с.: ил. — (Серия «Особо ценные земли Российской Федерации»).

9. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Оглезнев А.К., Бондарев Б.Е., Овсянников Д.А. Установление ценных сельскохозяйственных земель на  основе их  классификации по  пригодности для использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 4. — С. 12–25.

10. Land Administration Law of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Law/2007– 12/12/content_1383939. htm

11. Agricultural Conservation Easement Program [Электронный ресурс] / Natural Resources Conservation Service. — Режим доступа: https:// www.nrcs.usda.gov/wps/portal/nrcs/main/national/ programs/easements/acep/

12. Постановление Правительства Москвы от  10.09.2013 № 593‑ПП «Об  утверждении Порядка определения платы за  изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или  юридического лица, на  другой вид такого использования, предусматривающий строительство и  (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и  Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для  города Москвы, при  строительстве и  (или) реконструкции которых плата за  изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» [Электронный ресурс]: в ред. от 24.02.2015 // СПС Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW; n=160728#04096834537796128

13. Постановление Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для  развития Московской области» [Электронный ресурс]: в ред. от 25.01.2018 // СПС Консультант Плюс.  — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB; n=263253#02319426173420298

С ростом урбанизации, расширением индустриального производства возникает конфликт интересов сфер промышленности, развития социальной инфраструктуры с интересами сельского хозяйства. Расширение площадей под застройкой неизбежно и необходимо, но должно сопровождаться минимальными потерями для сельскохозяйственного производства, его потенциала. Обеспечивается это административными и экономическими методами государственного регулирования.

В Российской Федерации данный вопрос регулируется с 1971 г. Согласно Земельному кодексу РФСРФ, принятому 01.07.1970 и введенному в действие с 01.01.1971, изъятие особо ценных продуктивных земель, к которым относилась вся пашня (0.01 га и выше), производилось только по решению Правительства РСФСР. В Земельном кодексе РСФСР от 25.04.1991 данная норма обрела более демократичную форму — изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускалось лишь в исключительных случаях, связанных с разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, линейных сооружений при отсутствии других вариантов размещения этих объектов. Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель не допускалось. Перечень участков таких земель устанавливался региональными органами власти.

Помимо императивных норм запрета изъятия земель, в данный период существовал экономический способ защиты продуктивных сельскохозяйственных земель от необоснованного их предоставления для несельскохозяйственных нужд. Ценность данных земель для сельского хозяйства учитывалась в виде возмещения в местные и региональные бюджеты потерь сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения новых или улучшения существующих сельскохозяйственных угодий, повышения плодородия почв, обеспечивающих компенсацию утрачиваемого производственного потенциала в связи с изъятием сельскохозяйственных земель из продуктивного использования.

Для Цитирования:
Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Оглезнев А.К., Бондарев Б.Е., Черкашин К.И., Особо ценные сельскохозяйственные угодья европейской части Российской Федерации. Механизмы регулирования межотраслевого перераспределения земель сельскохозяйственного назначения . Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: