По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 31:339 (470)

Особенности закупки, приемки, краткосрочного хранения и реализации свежих плодов и овощей на предприятиях розничной торговли

М. А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции, ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ
И. И. Саламех студент 4-го курса, ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ

Установлено, что основные технологические процессы продвижения свежих плодов и овощей на предприятиях розничной торговли имеют свои специфические особенности. Значительные различия по сравнению с оптовой торговлей отмечаются при кратковременном хранении плодоовощных товаров в подсобных помещениях и торговых залах предприятий розничной торговли, что обусловлено сложностью создания и поддержания в них оптимального температурно-влажностного режима.

Литература:

1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения: 09.04.2021).

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 09.04.2021).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 09.04.2021).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 09.04.2021).

5. ГК РФ. Статья 513. Принятие товаров покупателем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_9027/01e5234912b40bb8dc9ac37b 51bc7c9d173dfe68/ (дата обращения: 09.04.2021).

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности саморегулируемых организаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/0ae5f877871ee50389 8135223e9e80e2d0532ef2/ (дата обращения: 09.04.2021).

7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 09.04.2021).

8. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 09.04.2021).

9. Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

10. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству П-6. Утверждена постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6.

11. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Утверждена постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7.

12. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учебник. — М.: Норма — ИНФРА-М, 2018. — 367 с.

Розничная торговля как сфера экономической деятельности по оказанию услуг реализации потребительских товаров населению отличается от оптовой торговли спецификой определенных операций технологического цикла товародвижения. К их числу относятся закупка, приемка товаров по количеству и качеству, кратковременное хранение, предреализационная товарная обработка и реализация товаров конечным потребителям.

Деятельность предприятий розничной торговли регламентируется Гражданским кодексом (ч. II и IV), Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным и Трудовым кодексами, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1–8], а также правилами торговли [9].

Необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли более регламентированно, чем предприятий оптовой торговли. Несмотря на это, многие розничные торговые сети имеют свои внутренние документы, нормирующие деятельность предприятий определенной торговой сети с учетом особенностей торговой политики этих организаций. К ним относятся стандарты организаций, паспорта качества, инструкции и другие документы, в которых находят отражение намерения и возможности торговой организации.

Особенности операций технологического цикла товародвижения свежих плодов и овощей обусловлены спецификой розничной торговли как промежуточного посредника, который реализует закупаемые товары конечному потребителю, для чего организует и управляет процессом товародвижения, начиная от закупки и приемки закупленных товаров по количеству и качеству, заканчивая реализацией товаров, а по некоторым группам товаров и послепродажным обслуживанием.

При закупке фруктов и овощей, как и любых других продовольственных и непродовольственных товаров, проводятся торги.

Цель торгов заключается в следующем:

1) снизить получаемые по каждому виду торгов цены;

2) сбалансировать эффективность закупок и уровень сервиса по закупаемым в торгах товарам;

Для Цитирования:
М. А. Николаева, И. И. Саламех, Особенности закупки, приемки, краткосрочного хранения и реализации свежих плодов и овощей на предприятиях розничной торговли. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: