В Юго-восточной Азии, на небольшом острове Формоза площадью около 36 тыс км2, располагается самопровозглашенное государство Тайвань. Официально эту страну признают всего 14 членов ООН, при этом подавляющее большинство государств мира, включая Россию, рассматривает КНР в качестве единого и неделимого Китая, а остров Формоза — в качестве его неотъемлемой части [1]. В то же время Тайвань успешно осуществляет экономические, торговые и культурные отношения с внешним миром через представительства.
Несмотря на дипломатическое непризнание мировым сообществом, за время своей фактической независимости Тайбэю удалось добиться впечатляющих результатов как в социально-экономической сфере, так и во внешней торговле. По итогам 2021 г. валовой внутренний продукт Тайваня составил 789,5 млрд долл. США, что позволяет поставить эту страну в один ряд с такими богатыми государствами, как Швейцария и Саудовская Аравия. При этом ВВП на душу населения достиг 33 755 долл. США, что соответствует уровню жизни Италии, Испании и Республики Корея [2–4]. Одновременно в конце 2021 г. на Тайване насчитывалось 433 тыс. безработных, что составляет 3,7 % от трудоспособного населения (для сравнения: средний уровень безработицы в Европейском союзе в 2021 г. зафиксирован на уровне 7,0 %) [5; 6]. Также следует отметить низкий уровень инфляции в тайваньской экономике (1,6 % по итогам 2021 г.) [7]. Вместе с тем Тайвань является активным участником международной торговли. В 2021 г. его товарооборот превысил 800 млрд долл. США, а экспорт почти достиг отметки 450 млрд долл. США. В этой связи рассмотрим динамику валового внутреннего продукта и внешней торговли Тайваня за последнее десятилетие (см. таблицу).
Данные таблицы свидетельствуют о динамичном развитии внешней торговли Тайваня за последнее десятилетие. Так, товарооборот увеличился на 42 %, экспорт — на 46, а импорт — на 38 %. Одновременно объем валового внутреннего продукта вырос на 59 %. Особенно следует отметить значительный рывок экономических показателей в 2021 г.: товарооборот вырос на 30 %, а ВВП — на 18 % по сравнению с 2020 г. Основной причиной можно назвать увеличение спроса на мировом рынке на электронику и компьютерную технику на фоне пандемии коронавируса.