Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. побудил многие страны активно проводить неопротекционисткую политику, направленную на защиту отечественного производителя. При этом наиболее популярными мерами оказались субсидии местному бизнесу, повышение таможенных тарифов, введение квот. Только за 2009–2020 гг., по оценке Global Trade Alert, было принято более 11,5 тыс. мер, большинство из которых носили протекционисткий характер, направленных на регулирование внешней торговли, трансграничных потоков и миграции. Вместе с тем наибольшее количество вышеуказанных мер (984) было принято Соединенными Штатами Америки [1]. В результате в последние годы происходят существенные изменения в международной торговле: на смену глобального рынка приходят региональные центры, формирующиеся вокруг США, Китая и Германии [2]. По итогам 2022 г. по объему товарооборота мировыми лидерами остаются США (5,44 трлн долл. США) и Китай (5,31 трлн долл. США). На 3-м месте с существенным отрывом находится Германия (3,23 трлн долл. США) [3]. Одновременно Соединенные Штаты Америки сохраняют позиции самой крупной экономики, доля которой по итогам 2022 г. составляет более 25 % мирового валового внутреннего продукта.
Далее рассмотрим динамику ВВП и внешнеторговых показателей США за последнее десятилетие (см. таблицу).
Данные таблицы свидетельствуют об устойчивом росте американской экономики и внешнеторговых показателей. Так, валовой внутренний продукт увеличился на 51 %, а товарооборот — на 39 % за последнее десятилетие. Только в 2020 г. наблюдалось снижение ВВП и объема товарооборота, что связано с пандемией коронавируса, от которой сильно пострадали США. Вместе с тем обращает на себя внимание поступательное увеличение торгового дефицита Соединенных Штатов Америки, который вырос на 75 % и составил в 2022 г. свыше 1,3 трлн долл. США.
Такая динамика происходит на фоне резкого роста государственного долга Соединенных Штатов Америки, который увеличился с 16,7 трлн долл. США в 2013 г. (99 % ВВП) до 31,4 трлн долл. США в 2022 г. (144 % ВВП) [5]. Далее рассмотрим географическую структуру внешней торговли США (рис. 1 и 2).