Внешнеторговые отношения Российской Федерации на протяжении ряда последних лет переживают довольно непростой период. Это связано с тем, что некоторые западные страны оказывают с 2014 г. санкционное давление на РФ, используют внеэкономические факторы для устранения нежелательного конкурента в сфере международной товарной торговли [5–9]. Поэтому вполне закономерным стало повышение интереса России к своим азиатским традиционным торговым партнерам, особенно в регионе Юго-Восточной Азии, поскольку данный ареал в XXI в. стал одним из основных драйверов общемирового экономического развития.
Важно иметь в виду, что почти все страны ЮВА осуществляют региональное сотрудничество через Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), выступающую в качестве одного из старейших (создана 8 августа 1967 г. на основе так называемой «Бангкокской декларации») интеграционных объединений в мире.
АСЕАН после Европейского союза (ЕС) и Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) рассматривается как крупная политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация 10 стран ЮВА (ее договорное оформление состоялось в 1976 г. по подписанным Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН).
Страны Ассоциации занимают территорию более 5,2 млн км² с населением свыше 654,5 млн человек. Среди них выделяются высокоразвитые новоиндустриальные страны: Сингапур (ВВП по ППС на душу населения в 2020 г. достиг 105,7 тыс. долл. США); Малайзия (34,5 тыс.);Таиланд (21,3 тыс.); Индонезия с довольно многочисленным населением, 267,7 млн человек (14,8 тыс.); Филиппины (10,1 тыс. долл. США). Кроме того, заметную роль играют Вьетнам, нарастивший объемы товарного экспорта и импорта (численность населения превысила 95 млн человек, но ВВП по ППС на душу населения в 2020 г. составил 8,7 тыс долл. США), и его антипод — сравнительно малонаселенный Бруней (437,5 тыс. человек, 85,01 тыс. долл. США) [11, 12, 15, 20,21].