Спустя 30 лет после объединения экономика Германии по праву заняла ведущее место на мировой арене. По итогам 2020 г. объем валового внутреннего продукта ФРГ составил более 3,8 трлн долл. США. По этому показателю Германия занимает 4-е место в мире (см. таблицу).
Одновременно Германия является одной из богатейших стран мира, ВВП на душу населения которой в 2020 г., по данным Всемирного банка, превысил 46,2 тыс долл. США [2]. Наконец, ФРГ играет ключевую роль в международной торговле, формируя вокруг себя европейский региональный центр. По итогам 2020 г. по объему товарооборота (2,55 трлн долл. США) она вошла в тройку мировых лидеров, уступая лишь Китаю и США, уверенно опережая Японию и, кроме того, Нидерланды, которые являются «торговыми воротами» Евросоюза благодаря «роттердамскому эффекту» [3, 6–8, 10, 20].
В этой связи следует уделить особое внимание торговым отношениям России и Германии. Традиционно ФРГ занимает ключевую позицию во внешней торговле РФ [11]. По итогам 2020 г. она является ее вторым торговым партнером в мире (после Китая) и первым — в Европейском союзе, уверенно опережая Нидерланды и Италию. Так, доля Германии составляет 5,5% в географической структуре российского экспорта и 10,1% российского импорта [9, 22]. В свою очередь, Россия занимает только 15-е место среди импортеров немецких товаров (1,9%) и 14-е место среди экспортеров в ФРГ (2,1%), уступая таким небольшим странам ЕС, как Венгрия, Чехия, Австрия, Бельгия [4, 5, 9].
Далее рассмотрим отраслевую структуру внешней торговли России с Германией в 2020 г. (рис. 1, 2).
Данные рисунка 1 свидетельствуют, что Россия фактически является сырьевым придатком Германии: львиную долю объема экспортируемых Россией товаров в ФРГ составляют нефть, природный газ, уголь и металлы. При этом на машины и оборудование приходится всего 3,24%, а на продукцию химической промышленности — лишь 3,17% доли российского экспорта. В свою очередь, данные рисунка 2 показывают, что более половины импортируемых из ФРГ товаров составляет высокотехнологичная продукция машиностроения и автомобилестроения. Также почти 27% ввозимых товаров приходится на продукцию химической промышленности, включая лекарства и медикаменты [9].