На севере Европы располагается небольшая страна Норвегия, которая по объему валового внутреннего продукта занимает 30-е место в мире. Более того, по ВВП на душу населения это королевство относится к числу самых богатых стран мира с показателем около 78 тыс долл. США. При этом в стране наблюдается низкий уровень безработицы. По итогам 2019 г. он составил 3,7 %: при трудоспособном населении 2,8 млн человек безработными остаются всего 104 тыс. [1, 2]. Главной причиной процветания Норвегии являются ее природные богатства. На шельфе Северного моря находятся крупнейшие в мире месторождения нефти и газа. Кроме того, Норвегия обладает большими запасами руд железных и цветных металлов, а также мрамора и гранита. Воды королевства богаты рыбой и морепродуктами.
Важным фактором успешности норвежской экономики является ее внешняя торговля. Страна входит в двадцатку крупнейших экспортеров нефти мира [3]. Более того, по итогам 2019 г. Норвегия заняла почетное 4-е место в мире, экспортировав 115,7 трлн куб. м. природного газа [4]. В этой связи следует более подробно рассмотреть основные показатели внешней торговли королевства за последнее десятилетие.
Проанализировав таблицу 1, можно сделать вывод о высокой зависимости товарного экспорта и ВВП Норвегии от стоимости нефти на мировом рынке. Так, при высокой цене на нефть в 2011–2014 гг. экспорт товаров превышал 150 млрд долл. США, а ВВП — 500 млрд долл. США. А при низкой стоимости нефти в 2016 г. экспорт сократился до 89 млрд долл. США, а ВВП — соответственно до 369 млрд долл. США. Еще одним фактором послужило падение курса норвежской кроны к доллару США с 8 до почти 10 крон за 1 долл. США. Подобная ситуация схожа с зависимостью объема экспорта и ВВП от нефтяных цен в России. Однако с целью обеспечения финансовой и бюджетной стабильности и снижения зависимости нефтяных цен в 1990 г. был создан Государственный пенсионный фонд, который в настоящее время управляется подразделением Банка Норвегии и контролируется норвежским парламентом. Этот фонд регулярно пополняется за счет налогообложения нефтяных компаний, общая налоговая нагрузка которых достигает 78 %. По состоянию на 5 октября 2020 г. объем фонда превысил 10,55 трлн норвежских крон (1,13 трлн долл. США), что в 3 раза превышает объем ВВП. Фонд является крупнейшим институциональным инвестором в мире, его доля в мировой биржевой капитализации составляет 1,5 % [1, 8].