На современном этапе мирохозяйственной эволюции среди крупнейших экспортеров товаров выделяются страны — члены Европейского союза (ЕС), в числе которых заметная роль принадлежит Франции.
К 2020 г. по объемам товарного экспорта Франция занимала достойное 6-е место в общемировом рейтинге и 3-ю позицию в составе Евросоюза с показателем 555,1 млрд долл. США. В мировом импорте товаров республика находилась на 7-м месте, среди участниц ЕС — на 4-м, что обеспечено было параметрами ее товарного ввоза 637,9 млрд долл. США. Но после выхода Великобритании из Европейского союза в начале 2020 г. позиции Франции стали еще более заметными, так как в сфере импорта страна вошла в тройку лидеров ЕС (наряду с Германией, Нидерландами), которые существенно опережают прочих участников сообщества [2, 4, 5]. Но в этой связи следует отметить, что происходящие в системе международной торговли негативные сдвиги (нарастание всеобщей неопределенности как следствие активизации неопротекционистских настроений и действий, санкционных мер в отношении конкурентов, создания торговых союзов нового типа, развязывания торговых конфликтов и пр.) оказывают значительное влияние на торговые связи, включая контакты между давними, традиционными партнерами. Все это способствует снижению параметров современных внешнеторговых связей, ограничивает их перспективы [3].
Как показывает анализ динамики французской внешней торговли, за период 2009–2019 гг. товарный экспорт и импорт возросли в 1,2 раза. Однако хронически отрицательным остается внешнеторговый баланс Франции, сальдо которого находится в диапазоне 80–90 млрд долл. США. Это свидетельствует об импортной зависимости экономики страны. Импортная квота Франции к 2020 г. составила 24,2 %, а экспортная квота — 21,1 % [10]. Но если посмотреть на товарные структуры экспорта и импорта, можно видеть их схожесть. Это позволяет утверждать следующее: довольно значительные объемы импорта в данном случае не свидетельствуют о невозможности производить товары внутри страны (см. таблицу).
Товарная структура внешней торговли Франции отражает структурные особенности экономики. В условиях развертывания процессов глобализации и научно-технического прогресса для Франции, как и для многих развитых (постиндустриальных) стран, характерна тенденция терциаризации, проявляющаяся в постепенном вытеснении вторичного сектора экономики третичным [8]. То есть происходит сокращение доли промышленности при повышении вклада сферы услуг в производство валового продукта страны. Сейчас удельный вес сельского хозяйства в стоимости ВВП Франции составляет 1,7 %, промышленности — 19,5, а услуг — более 78 % [1, 13].
В экспорте Франции преобладают машины, оборудование, транспортные средства — 42 %. Во Франции подавляющую долю экспорта составляет продукция наукоемких производств. В целом экспорт высокотехнологичной продукции, включающий экспорт товаров с высокой интенсивностью НИОКР, составляет во Франции более 40 % экспорта страны: ракетно-космические аппараты, компьютеры, продукция фармацевтической индустрии, научное, электрооборудование (телевизоры, радиоприемники, звукозаписывающие устройства и пр.), телекоммуникационное оборудование.
Составлено и подсчитано соавторами по [13].
Рис. 1. Географическая структура экспорта Франции в % от экспорта, 2019 г. Построено по данным Merchandise trade matrix — product groups, exports in thousands of dollars, annual, UNCTAD (дата обращения: 28.09.2020) [12].
Рис. 2. Географическая структура импорта Франции в % от импорта, 2019 г. Построено по данным Merchandise trade matrix — product groups, imports in thousands of dollars, annual, UNCTAD (дата обращения: 28.09.2020) [12].
Товарная структура импорта Франции схожа с товарной структурой экспорта. В импорте страны машины, оборудование и транспортные средства также занимают первую строчку — 38 % импорта [10, 15].
Основными торговыми партнерами Франции являются страны европейского региона (рис. 1).
Наибольший удельный вес в географической структуре экспорта Франции занимают Германия, США, Испания, Великобритания, Италия Бельгия, Швейцария, Китай, Нидерланды и Турция. Наиболее стремительно растет французский экспорт в Китай (за 10 лет его объемы выросли в 3 раза).
Географическая структура товарного импорта Франции схожа со структурой ее экспорта (рис. 2).
Наибольшая доля импорта приходится на Германию, США, Китай, Италию, Бельгию, Испанию, Нидерланды, Швейцарию, Великобританию и Россию.
Несмотря на то что основными французскими торговыми партнерами являются страны Европы, наиболее стремительные темпы роста торговли Франции со странами Азии. Торговое и экономическое направление Азии, особенно с так называемыми новыми индустриальными странами региона [6], стало особенно актуальным в последние годы.
Так, 1,3 % французского экспорта приходится на Гонконг, 27 % из которого — это самолеты, вертолеты и космические корабли, 15 — автомобили, 8 % — вино. Большую долю в экспорте Франции также занимает продукция фармацевтической индустрии. Из Гонконга Франция импортирует в основном продукцию машиностроения (интегральные схемы, газовые турбины, полупроводниковые приборы, компьютеры), драгоценности, машины [13].
Французский экспорт в другую быстро развивающуюся страну, Республику Корея, состоит большей частью из машин и оборудования, химической продукции и транспортных средств. Импортирует Франция из Республики Корея машины и оборудование, а также транспорт [13].
Согласно шкале значений оценки внешнеторговой политики, Франция ведет политику свободной торговли со средневзвешенной ставкой импортного тарифа 2,6 %, что ниже порогового значения 4 % [1]. Для Европейского союза действует единый таможенный тариф, то есть импортная ставка Франции будет справедлива для всех стран ЕС [7].
Франция является открытой для внешней торговли страной, и ее средневзвешенные тарифные ставки на основные позиции импорта значительно ниже ставок, которые занимают в импорте меньший удельный вес [14].
Например, ставка тарифа на импорт транспортных средств во Францию из Гонконга составляет 4,4 %, а на импорт машин и оборудования — 1,9 %. А из Республики Корея Франция импортирует транспортные средства, продукцию химической промышленности, машины и оборудование без импортных пошлин [9, 10]. Французское государство всячески поддерживает международную торговлю товарами инновационной сферы.
Во Франции особенно развиваются наукоемкие отрасли производства, во многих из которых страна занимает ведущие места в мире: машиностроение, химическая промышленность, авиационно-космическое производство.
За последние десять лет Франция существенно повысила свои позиции в рейтингах международных агентств, оценивающих инновационный потенциал страны, а инновационный бизнес Франции является основой экономики страны и драйвером экономического роста [11].
Развитие внешней торговли Франции напрямую влияет на инновационный потенциал государства, поскольку товаро оборот страны растет, структура международной торговли Франции диверсифицирована и сосредоточена на инновационных отраслях промышленности. Кроме того, Франция является открытой страной для международного экономического сотрудничества и характеризуется увеличением доли наиболее инновационных азиатских стран в географической структуре внешней торговли. Экономика Франции, безусловно, обладает значительными потенциалами роста, основанными прежде всего на совершенствовании промышленной сферы с акцентом на инновации, развитии сотрудничества с другими странами и наращивании объемов внешней торговли.
Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать заключение о пользе для Франции ее активного участия в современной международной торговле, поскольку ни одна страна не может иметь достаточных ресурсов, необходимых для удовлетворения всех существующих у нее потребностей. Внешняя торговля оказывает позитивное влияние на экономическое развитие страны, а странам не просто выгодно участвовать в международной торговле, им это необходимо. Все это подтверждается в целом положительной динамикой на протяжении последнего десятилетия внешней торговли Франции как одного из ведущих субъектов международного товарного обмена.